Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 29.03.2024, 01:34
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная феофан грекРегистрацияВход
Меню сайта

 

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

МОСКВА

ГРЕК ФЕОФАН

Христос Пантократор. Роспись скуфьи купола. 1378 г.

Церковь Спаса Преображения на Торговой стороне, 1374 г.

Фреска.

Помещенное в зените купола погрудное изображение Христа, взирающего с небес на землю и благословляющего народ божий, господствует над храмовым пространством. Спаситель изображен с благословляющей десницей, пальцы которой сомкнуты, т.е. Христос представлен именно как Вседержитель (греч. – Пантократор) – Тот, кто в своей руке держит весь сотворенный Им мир и является его Властелином. Лик Спасителя, со светящимся всевидящим взглядом, поистине космическим по своей глубине, адекватен описанию праотцем Енохом видения Всевышнего: «Я … видел лицо Господа, подобное раскаленному огнем железу, испускающему искры….Я видел очи Господа, светящиеся, как лучи солнца, приводящие глаза человеческие в трепет». Медальон окаймлет надпись, представляющая собой текст 101 Псалма (20-22): «ГН НЗ NЕБЕСН NА ЗЕМЛЮ ПРНЗРН [ОУСЛЫШАТН ВЪЗДЫХАНЬЯ ОКОВАNЫХЪ*Н РАЗРЕШИТИ СНЫ ОУМЕРЬШЬВЕNЫХЪ:ДА ПРОПОВЕДАЕТЬ НИМЯ ГNЕ В СНОNЕ+»] (Господи, с небеси на землю призри услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных да проповедает имя Господне в Сионе», т.е. «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою», перекликающаяся с Благодарственной молитвой литургии Иоанна Златоуста. Текст этот по-своему выражает идею верховенства Христа в небесной иерархии и хвалу, которая Ему метафорически приносится на Сионе и в Иерусалиме избранным народом Божиим.

Архангел Гавриил. Роспись купола. 1378 г.

Церковь Спаса Преображения на Торговой стороне, 1374 г.

Фреска.

Изображение архангела Гавриила входит в состав регистра Небесных сил, расположенного в средней зоне росписей купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Это один из четырех архангелов, утвержденных на широко расставленных ногах, с торжественно распахнутыми крыльями, высокими лабарумами (штандартами) и огромными светлыми сферами. Эти изображения ассоциируются с упоминаемыми в Апокалипсисе четырьмя ангелами, которые стоят на четырех концах земли и держат четыре ветра (Откр. 7:1). Фигуру архангела сопровождает расположенная на фоне слабо просматривающаяся надпись, исполненная рефтью, с его именем: о арх(ангел) ГАВРiИЛ. Согласно православной традиции, Архангел Гавриил открывает тайное знание Бога и почитается как возвеститель Божественной воли и Архистратиг. В данном случае Гавриил как вестник непорочного зачатия облачен в белый дивитисий – в отличие от остальных архангелов, представленных в цветных одеждах. В левой руке у него огромная сфера – «зерцало», символ универсальной власти, с прописанной на нём буквой θ (ϴεός – греч. Бог). Согласно преданию, архангелы, услышав повеление от Господа, видят его в зерцале, которое они держат в руках. Навершие лабарума, который архангел держит в правой руке, имеет форму ромба.

Столпник Симеон старший. Роспись южной стены Троицкого придела, верхний регистр. 1378 г.

Церковь Спаса Преображения на Торговой стороне, 1374 г.

Фреска.

Св. Симеон Столпник (конец IV - первая половина V в.) — сирийский основоположник необычной формы аскезы — столпничества. Он прославился 47-летним стоянием на столпе в посте и молитве близ Антиохии в Сирии. Согласно житию, он получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни, предвидеть будущее. В Троицком приделе церкви Спаса Преображения на Ильине улице он представлен на южной стене (первый слева) в одном ряду с тремя святыми, также подвизавшимися в столпничестве. Фигуры столпников исполнены по принципу «несходного подобия»: они, словно диковинные цветы, «вырастают» по пояс из массивных и роскошных чаш-капителей столбов. Однако типы их ликов, формы капителей и даже самих столбов – варьируются. Симеон Столпник (Симеон Старший) –лысый старец с короткой седой бородкой, разделённой на две отдельных прядки с завитками на концах – восседает в округлой чашеобразной капители круглого же в сечении столпа, прорезанного высоким прямоугольным всходом. Почти все столпники, всем своим существом чая нисхождения благодати, держат руки перед грудью в характерном жесте, вызывающем вместе с тем ассоциации с отвержением мирской суетной жизни, «вхождением в себя».

Серафим. Роспись купола. 1378 г.

Церковь Спаса Преображения на Торговой стороне, 1374 г.

Фреска.

Изображение серафима написано на северном склоне купола, между изображениями архангелов Рафаила и Михаила . В христианской традиции - высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу. Они имеют человеческий образ; у каждого из них по шести крыльев: двумя закрывают они свои лица, двумя — ноги, двумя летают, и неумолчно поют песнь: «свят, свят, свят Иегова воинств, вся земля полна славы Его» . В церкви Спаса Преображения на Ильине улице, по сведениям Ю.А. Олсуфьева, данный серафим имеет над головой надпись «ангел».

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024