Русское искусство X-XVII веков принято называть древнерусским.
Это искусство связано с более ранней художественной культурой восточнославянских племен феодального периода, о которой можно составить представление по материалам раскопок и письменным источникам. Задолго до образования Киевского государства славяне обладали самобытной художественной культурой, уходящей своими корнями в глубокую древность.
Киевское государство.
Переход от первобытнообщинного строя к феодализму, завершившийся на грани VIII-IX веков, лежал в основе образования древнерусского государства. Важным моментом в этом процессе явилось объединение Киева и Новгорода, которое летопись относит в середине IX века. В конце X- первой половине XI века древнерусское Киевское государство переживает период наивысшего подъема и расцвета, большое значение для этого имели: принятие христианства в конце X века и культурные связи с Византией.
Период феодальной раздробленности (XII-середина XIII века)
Во второй половине XI века в Киевском государстве развиваются силы, которые разрушают его политическое единство. Причинами этого дробления являются развитие крупного землевладения и усиление феодалов, а также экономический рост старых и вновь возникших городов (Новгород, Смоленск, Полоцк, Владимир на Клязьме и др.) В XII веке Киевское государство окончательно раздробляется на ряд самостоятельных феодальных княжеств, которые соперничают и ведут войны друг с другом. В связи с этим единый процесс развития русской культуры и искусства распадается на ряд областных художественных школ.
Период феодальной раздробленности и начала объединения русских земель (конец XII-первая половина XV века)
Монгольское нашествие 1237-1240 годов нанесло колоссальный ущерб культуре русского народа. Многие памятники искусства были сожжены, разрушены и ограблены, мастера- создатели этих произведений убиты или уведены в плен. Развитие русского искусства на время приостановилось, возраждалось очень медленно. В первой половине XIV века в северо-восточной Руси начинается процесс объединения княжеств, во главе которых со второй четверти XIV века становится Москва. После победы на Куликовом поле (1380) Москва становится общепризнанной главой и инициатором создания русского централизованного государства, центром складывающейся великорусской народности и ее культуры.
Период образования русского централизованного государства (вторая половина XV века- начало XVI века)
Во второй половине XV- начале XVI века завершается процесс объединения русских земель в единое государство. В 1480 году было окончательно свергнуто манголо-татарское иго. К концу XV- началу XVI века общие черты в искусстве различных областей начинают преобладать над местными, что подготовило создание общерусского национального искусства.
Искусство XVI века.
В XVI веке на основе дальнейшего экономического подъема происходит политическое укрепление и расширение русского государства. Важным этапом завершения централизации был период царствования Ивана Грозного (1530-1584), с которым совпали крупнейшие внешнеполитические события XVI века- присоединение Казанского , Астраханского ханств и Западной Сибири и войны с Ливонским Орденом за выход к Балтийскому морю. Изменения нашли отражение в литературе и искусстве этого периода.
Искусство XVII века.
Конец XVI-начало XVII века происходит обострение классовой борьбы в Русском государстве. Одновременно с крестьянскими восстаниями шла борьба между землевладельцами, что облегчило иностранную интервенцию польских, литовских и шведских феодалов. Широкое общенародное движение привело в 1612 году к изгнанию интервентов. Наступил период восстановления экономики, которая быстро развивается с середины XVII века. Во всех областях жизни идет борьба между старым церковным и новым светским мировозрением, которое приводит к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве.
Искусство XVIII века.
XVIII век — самое малоизученное, а потому и недооцененное столетие в истории русской иконописи. На долгие годы, в силу различных причин, поздняя икона была исключена из истории русского искусства и лишена права признания за ней художественной ценности. В официальной историографии закрепилось представление, что с появлением в России в Новое время искусства светской направленности, включенного в своем развитии в общеевропейский художественный процесс, икона утратила всякое культурное значение и стала уделом ремесленников. Таким образом, для Нового времени именно светское европеизированное искусство стало считаться единственным достойным предметом изучения и восхищения. При этом совершенно игнорировался тот факт, что это искусство занимало весьма скромное место в художественной жизни необъятной России XVIII века, затронув только столицу и отчасти крупные города. Русская светская живопись XVIII века обычно рассматривалась как преемница иконописной традиции, пришедшая ей на смену и коренным образом изменившая ее художественный язык, но при этом долгое время сохранявшая и преодолевавшая архаические черты, унаследованные от предшественницы. На самом деле, появление живописи в России никак не связано с иконой — она была другой, сознательно привитой ветвью к древу русской изобразительной традиции и имела свой параллельный путь развития, совершенно отличный от того, которым шла в XVIII веке ничуть не утратившая своей значимости для русской художественной жизни икона.