ВИНЧЕНЦО КАТЕНА
Святое семейство со святой женой.1498-1500 гг.
Дерево, масло.
Размеры: 66-96,2 см.
Подарена в 1836 г. Яношем Ласло Пиркером.
Инв.№78
Катена прошел путь развития, характерный для учеников позднего Беллини. В начале своего творчества он во всем следовал своему учителю, подражал его стилю, использовал его композиционные принципы, перенимал даже отдельные фигуры, часто оставляя их без всякого изменения. Но с появлением первых зрелых мастеров Ренессанса порвал с этой традицией и стал последователем Джорджоне, Пальмы Веккио и Тициана. Образы Марии и младенца на представленной здесь картине он перенял, внеся небольшие изменения, с одной картины Беллини (Нью-Йорк, Метрополитен-музей), но в написании головы святого Иосифа чувствуется влияние немецких художников. В пользу ранней датировки картины говорит не только наблюдающееся в ней сильное влияние Беллини, но и то, что в ней еще совершенно не чувствуется влияние искусства Высокого Возрождения. К сожалению, Катена не ставил дат на своих произведениях, и только его алтарную картину "Святая Кристина" из венецианской церкви Санта Мария Матер Домини можно датировать 1520 годом, и то лишь на основании различных вспомогательных данных, а картину "Мадонна Лоредано", хранящуюся в венецианском Музее Коррер, можно датировать 1501-1504 годами. Все искусствоведы единогласно считают будапештскую картину одним из ранних произведений Катены, исключение составляет Ф. Хейнеманн, который приписывает ее неизвестному художнику из той же мастерской, что и Катена, под условным именем Винченцо ди Джироламо. Будапештская картина относится к 1501-1504гг. и продолжает собой бесконечный ряд картин на тему Sacra Conversazione (Святой беседы) с их простой, симметричной композицией. На бумажной ленте, которую держит святая жена, стоит подпись: VICENZO С. Р.
Мария с младенцем, святым Франциском Ассизким , Святой и донатором.Около 1500 г.
Дерево, масло.
Размеры:64,7-92 см.
Приобр. в 1870 г. из коллекции Эстерхази.
Инв.№74
Вопреки тому, что эта картина несколько более поздняя, чем предыдущая, в ее композиции все еще чувствуется влияние Беллини. От своего учителя Катена перенял манеру изображения прекрасной женской фигуры святой, притом почти без изменений; это свидетельствует о том, что она очень нравилась ему. Изменение стиля, наблюдающееся в этой картине по сравнению с предыдущей, отражает не столько изменение стиля Катены, сколько развитие в творчестве Беллини. Более глубокий колорит, многочисленные оттенки объясняются уже появлением Джорджоне, влияния которого не избежал и старый учитель Катены. Постепенно техника рисовальщика сменяется техникой живописи. Постановка донатора в профиль, манера его изображения являются приемами, характерными для кватроченто. Вместо более трудного изображения в полупрофиль Катена избирает легче изображаемый профиль, который дает больше возможностей подчеркнуть характер человека. (Этот прием отчасти объясняется и результатами, достигнутыми в медальерном искусстве.) Наиболее удачной частью картины можно назвать фигуру донатора. Катена имел хороший глаз портретиста, что подтверждается и более поздними его портретами, на которых обычно чувствуется сильное немецкое влияние. В нижней и верхней частях картины имеются значительные добавления, так, например, руки донатора дописаны позже. Заказанная по обету картина представляет собой важный тип изображения в венец. живописи ХV века.Чиновники республики при вступлении в должность или иногда по случаю каких- либо семейных или исторических событий давали обет пожертвования и заказывали картину, изображавшую в большинстве случаев мадонну с младенцем, святыми и молящимся донатором. На этих картинах донатор изображался в профиль и чаще всего только по пояс. Определить донатора будапешской картины Катены не удалось.Вероятно это выходец одной из аристократических фамилий.