ПЬЕТРО ПЕРУДЖИНО
Святой Себастьян.Около 1495 г.
Дерево, темпера, масло.
Размеры:53,5-39,5 см. Основа паркетирована. У нижнего края — две вертикальные трещины длиной 4 и 2 см. На стреле подпись: PETRVS. PERVSINVS. PINXIT
Пост. в 1910 из собр. маркизы Н. В. Кампанари в Риме. Ранее: собр. князей Волконских в Риме.
Инв.№ГЭ 281
Лицо и поворот головы св. Себастьяна почти полностью повторяются в изображении этого святого в таких картинах Перуджино, как «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и св. Себастьяном» (Галерея Уффици, Флоренция; подписана и датирована 1493), «Св. Себастьян» (Лувр, Париж, инв. № R.F. 957; 176 × 116). То, что в этих двух композициях Себастьян представлен в рост, заставило некоторых исследователей (Van Marle 1933; Castellaneta, Camesasca 1969; Garibaldi 1999) считать, что эрмитажная композиция — фрагмент какого-то произведения большего размера, однако веских оснований для такого предположения нет. Согласно сведениям, приведенным в журнале «Der Cicerone» за 1928, у антиквара Густава Небехая находился подготовительный рисунок к эрмитажному «Св. Себастьяну». Картину датировали по-разному: Бомбе (1914) — ок. 1493–1494, Канути (1931) — 1500, Ван Марле (1933) — 1496, Кастелланета, Камесаска (1969) — 1493–1494, Гарибальди (1990) — ок. 1498. Белланди (каталог выставки: 2004 Perugia) сближает эрмитажное произведение с картиной «Св. Себастьян» из Национального музея в Стокгольме, которая считается созданной в 1489–1490. На основании близости к датированной «Мадонне с Младенцем, Иоанном Крестителем и св. Себастьяном» из Галереи Уффици эрмитажную картину представляется возможным датировать 1493–1494.
Портрет молодого человека. Между 1495-1500 гг.
Холст ,масло.
Размеры:40,5-25,5 см.
В 1850 г приобретено у Ю.Львова в Петербурге.
Инв.№ГЭ172
Ваген (1864) отнес картину к школе Перуджино, но уже в Кат. 1895 она вошла как произведение самого мастера. Харк (1896) высказался в пользу авторства Перуджино, считая, что по тону и трактовке форм портрет близок профильным изображениям двух валломброзианских монахов (Галерея Уффици, Флоренция; инв. № 8375, 8376; ок. 1500), первоначально находившимся в приделе так называемого Валломброзийского алтаря, датированного 1500. Авторство Перуджино признавали Вейнер (1910), Бенуа (1910), Л. Вентури (1912), Липгарт (Кат. 1912), Бернсон (1932, 1968). Л. Вентури, не называя имен исследователей, упоминал, что некоторые из-за розового инкарната считают портрет работой Тимоттео Вити. Сомнения в атрибуции высказывали Ньоли (1923) и Канути (1931). Скарпеллини (1991), поместив портрет в список работ, приписываемых Перуджино, назвал в качестве предполагаемого автора Пинтуриккьо. На основании стилистической близости с портретами валломброзианских монахов эрмитажный портрет может быть датирован временем ок. 1500.
ПЬЕТРО ПЕРУДЖИНО, копия.
Мадонна с младенцем.
Холст (переведена с дерева), масло.
Размеры:47,5-33,7 см.
Пост. в 1958 из Центрального хранилища музейных фондов, Павловск (близ Петербурга). Ранее: Александровский дворец в Царском Селе (близ Петербурга).
Инв.№ГЭ9801
Картина считалась произведением Перуджино (на обороте наклейка ГМФ — «Перуджино»). В основу эрмитажной композиции положена «Мадонна с Младенцем» Перуджино (Национальная галерея, Вашингтон; инв. № 1939. 1. 215; 70,2 × 50,8), исполненная ок. 1500. Эрмитажная копия отличается от оригинала в деталях: на втором плане вместо озера справа и здания слева помещены деревца. Жест рук тот же, но в левой руке Младенца — птичка, а в правой руке Мадонны — край плаща. Рукав Марии лишен орнамента, на голове — повязка без банта. Иные по рисунку пряди волос спускаются вдоль щек. У Младенца вместо гладких волос — мелкие крутые локоны. Над головой Мадонны изображен нимб, которого нет на американской картине. Фигура Марии расположена не так близко к краю холста: в верхней части эрмитажной картины — широкая полоса неба. Эрмитажная копия перуджиновской композиции не единственная. Близкая к оригиналу картина находится в Национальной галерее в Лондоне (инв. № NG 1220) и приписывается Андреа ди Алиоджи (см.: Davies 1961. P. 13). Существует подписная копия с оригинала Перуджино, выполненная кремонским мастером Томмазо Алени (ранее: собр. Бернсона, Лондон; проходила на аукционе «Кристи» 26 ноября 1937, лот 152; воспр.: Berenson 1968-I. Pl. 1640). Еще одна аналогичная композиция находится в Городской пинакотеке Венеции (дерево, масло. 70,2 × 54,2), куда поступила под именем Перуджино, затем неоднократно меняла атрибуции, в 1950 ее автором сочли Андреа д’Ассизи (л’Инженьо) — одного из наиболее одаренных учеников Перуджино. Лукко признал ее подделкой XIX в. (см.: Pinacoteca Civica di Vicenza 2003. N 80). Как работа Андреа д’Ассизи на аукционе «Сотби», Лондон, 13 декабря 2001 (лот 44) проходила аналогичная вашингтонской картина «Мадонна с Младенцем » (переведена с дерева на холст. 69 × 43,2). В каталоге аукциона говорится, что атрибуция была сделана Ф. Тодини (устно).