Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 12:07
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж вассаллоРегистрацияВход
Меню сайта

 

АНТОНИО МАРИА ВАССАЛЛО

Детство царя Кира.1640-е-1650-е гг.

Холст, масло.

Размеры: 74,5-110 см.

Поступила в 1779 из собр. Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл, Англия. Ранее: в 1736 — собр. Р. Уолпола в Лондоне (Даунинг-стрит, 10), затем в Хоутон-Холле.

Инв.№ ГЭ 221

Геродот. История, I, 101–129.

В собр. Уолпола и до начала XX в. картина считалась произведением Джованни Бенедетто Кастильоне. В собр. Уолпола (Cat. Walpole 1736) под именем Кастильоне упоминаются две пары картин: «The Exposition of Cyrus» и «Its Companion a Man with Cattle» (p. 11–12); «Cyrus found, suckled by a Wolf» и «Its Companion. The Subject is taken from the 19th Ode of the Second Book of Horace» (p. 15–16) («Брошенный младенец Кир» и «парный к нему Мужчина со стадом»; «Найденный Кир, вскормленный волчицей» и «парный к нему сюжет взят из 19-й оды второй книги Горация»). Первая пара в дальнейшем не появлялась в каталогах собрания, вторая пара — полотна Вассалло. Неизвестно, какую из этих двух «пар» видел в 1722 Джордж Вертю: «…at Mr. Walpole’s… 2 fine paintings of Castiglione, especially one» («…у м-ра Уолпола… две прекрасные картины Кастильоне, особенна одна» (Vertue 1934. P. 9). В собр. Уолпола и в Эрмитаже картины «Детство царя Кира» и «Вакх» (другое название «Орфей», ГМИИ, Москва) считались парными. Однако вряд ли они были задуманы как парные, поскольку нет прямой связи между сюжетами. Двойное название второго полотна, которое используется ныне в литературе (Маркова 2002), объясняется тем, что Хорес Уолпол, составивший каталог коллекции, полагал источником сюжета 19-ю оду Горация, посвященную Вакху, тогда как в Эрмитаже Липгарт (1912-I), затем Лазарев (1930) увидели в нем изображение Орфея. Запечатленные в петербургской композиции корона, скипетр, шлем и мантия указывают на судьбу Кира как царя, полководца и основателя Персидского государства (M. Ньюком Шлейер в каталоге выставки: 1992 Frankfurt am Main). Фигура младенца Кира восходит к скульптуре Арта Квеллинуса (Галерея Уолтера, Балтимор), очень популярной в XVII в. А. А. Трубников (см.: Липгарт 1912-I) обнаружил на картине «Вакх / Орфей» полустертую подпись: «Anto Ma Vassl / P» (в литературе иногда ошибочно сообщается, будто подпись имеется также на картине «Детство царя Кира»). Гроссо (1923) сообщал, что «с тех пор многие картины, приписываемые Грекетто — очень часто по коммерческим соображениям, — перешли в каталог Антонио Мария Вассалло» («Da allora numerosi dipinti attribuiti al Grechetto — molto spesso per raggioni commerciali — passarono nel catalogo di Anton Maria Vassallo»). Картина из собр. Эрмитажа, несомненно, создана под влиянием работ Кастильоне на тот же сюжет (варианты — в Палаццо Дураццо-Паллавичини, Генуя; Национальная галерея Ирландии, Дублин). Идентичную эрмитажной картину «Детство царя Кира», с измененным пейзажем на заднем плане, упоминает Ньюком Шлейер (в каталоге выставки: 1992 Frankfurt am Main; проходила на аукционе Друо в Париже 26 июня 1992. № 6, размер 67,7 × 112). Эрмитажная картина принадлежит к зрелому периоду творчества художника, 1640–1650-м, в стилистическом отношении близка композиции «Аполлон-пастух» (частное собр., Генуя).

АНТОНИО МАРИА ВАССАЛЛО, приписывается.

Путти в пейзаже.

Холст, масло.

Размеры:57-75 см.

Поступила в 1932 из «Антиквариата», куда была выдана в 1928 из бывшего дома П. С. Строганова (с 1912 — дом князей Щербатовых). Ранее: до 1911 — собр. П. С. Строганова в Петербурге.

Инв.№ГЭ 6714

До поступления в Эрмитаж считалась работой неизвестного художника. Атрибуцию предложила Щербачева (Кат. 1958). Живопись имеет некоторое сходство с произведениями Вассалло, но недостаточное, чтобы с уверенностью признать его автором. В Кат. 1976 ошибочно указано поступление в 1928 из Строгановского дворца-музея в Ленинграде.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024