Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 19.04.2024, 17:16
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная иоханнес лингелбахРегистрацияВход
Меню сайта

 

ИОХАННЕС ЛИНГЕЛБАХ

Рынок на римской площади.1650-е

Холст, масло.

Размеры: 76 - 67 см. Справа, на круглом каменном блоке, подпись: J. lingelbach В правом нижнем углу красной краской нанесен номер «182» (Кат. 1797). На обороте — красная сургучная печать императора Павла I

Пост. до 1797. В XIX в. находилась в собр. графов Строгановых в Санкт-Петербурге; в начале ХХ в. — в имении Строгановых Марьино в Новгородской губернии; после 1917 — Строгановский дворец-музей в Петрограде, откуда в 1928 возвращена в Эрмитаж.

Инв. № ГЭ 5053

Стаффаж картины включает в себя ряд характерных персонажей, популярных в произведениях Лингелбаха 1650– 1660-х. Фигура сапожника (в левой части) использована, например, в композиции «Крестьяне у таверны близ Санта Тринита деи Монти», 1651, продававшейся на аукционе Кристи в Лондоне 29.11.1974 (лот 71). Группа трех игроков в girella (внизу справа) встречается в таких работах художника, как «Продавец бубликов» (Национальная галерея, Рим, инв. № 1009; см.: White 1982. P. 68; Burger-Wegener 1976. N 12); «Вид Римского форума», 1656 (собр. маркиза Бата, Лонглит-хаус; см.: BurgerWegener 1976. N 24); «Сцена на Пьяцца дель Пополо», 1664 (Академия художеств, Вена, инв. № 803; см.: BurgerWegener 1976. N 35); «Уличная сцена в Риме», известная в двух версиях (аукцион Сотби, Лондон, 08.12.1976, лот 72; аукционная торговля «Leo Spik», Берлин, 28.06.1972, лот 192); «Жанровая сцена на Пьяцца дель Пополо» (Букингемский дворец, Лондон, инв. № 722). На заднем плане представлена архитектурная фантазия с мотивами Пьяцца ди Монтекавалло и папским дворцом. Как и в других римских видах, созданных Лингелбахом, в рассматриваемой композиции убедительно соединены реально существующие и вымышленные архитектурные мотивы. Стилистические черты позволяют датировать эрмитажную картину 1650-ми.

Пейзаж с возом сена.1660-е

Холст, масло.

Размеры: 42 - 51 см. В правом нижнем углу подпись: Lingelbach

Пост. в 1928 из Строгановского дворца -музея в Ленинграде. Ранее: до 1859 — собр. Моро в Париже; c 1859 — собр. графа П. С. Строганова в имении Знаменское -Кориян Тамбовской губернии; после 1917 — Строгановский дворец -музей в Петрограде.

Инв. № ГЭ 5100

Один из нескольких вариантов композиции с изображением крестьян и лошади с возом сена, в которой Лингелбах имитирует манеру Филипса Ваувермана (1619–1668). Аналогии: Национальная галерея, Лондон (инв. № 837); Государственный музей, Шверин (инв. № G-145); Мауритсхёйс, Гаага (инв. № 87); Картинная галерея, Кассель; Галерея, Зальцбург. Из всех перечисленных картин только лондонская имеет авторскую дату — 1664.

Площадь в итальянском городе.1666 г.

Холст, масло.

Размеры: 82 - 97 см. Справа внизу подпись и дата: I. LINGELBACH / 1666 .В правом нижнем углу красной краской нанесен номер «167» (Кат. 1797)

Пост. в 1792 из собр. князя Г. А. Потемкина -Таврического в Зимнем дворце.

Инв. № ГЭ 1058

Как отметила К. Бургер Вегенер (1976), мотивы эрмитажного полотна навеяны монументами двух римских площадей: обелиск и фонтан восходят к облику Пьяцца дель Пополо, а церковь — Тринита деи Монти — располагается на Пьяцца ди Спанья. Эта же комбинация архитектурных элементов использована в композиции Лингелбаха «Шарлатан на Пьяцца дель Пополо» (Королевский музей, Брюссель). Отдельные стаффажные фигуры неоднократно встречаются в работах художника (см.: «Пьяцца дель Пополо», собр. Джорджо Баллела, Рим; «Итальянская рыночная площадь», аукцион Жиру, Брюссель, 13.10.1934, лот 117). Фигура элегантной дамы справа, как отметила Бургер-Вегенер, встречается также в композиции «Южная гавань», 1666 (Музей искусств, Копенгаген, инв. № 1144). Эта архитектурная фантазия целиком повторяется в картине фламандца Лукаса де Валя (1591–1666) «Жанровая сцена у Санта Тринита деи Монти» (холст, масло. 73 × 95,5; собр. Лео Коллинса, Нью-Йорк), что свидетельствует об известности «бродячих» сюжетов в произведениях нидерландских мастеров, работавших в Риме

Приморская гавань в Италии.1667 г.

Холст, масло.

Размеры: 40 - 50 см. Внизу в центре, на обломке колонны, полустертая подпись и дата: I. LINGELBACH 1667 В левом нижнем углу красной краской нанесен номер «2769» (Кат. 1797)

Пост. до 1774.

Инв. № ГЭ 1059

В эрмитажных каталогах 1870–1981 указывалось, что картина приобретена на аукционе Неймана в Париже 08.07.1776. Однако произведение Лингелбаха, продававшееся на этом аукционе («No. 1267. Un Port de Mer Malthois»), было значительно больших размеров, чем эрмитажный экземпляр. Как отметила К. Бургер-Вегенер (1976), статуя Нептуна, сидящего на дельфине, встречается (в зеркальном изображении) в гравюре А. фон Зейлфелта из серии «Четыре вида гавани в Генуе» по рисункам Лингелбаха (Hollstein. Vol. 58. P. 167. N 4–7). Манера исполнения картины быстрыми штриховыми мазками («flissenden strahningen pinselstrich»; Burger-Wegener 1976), декоративный колорит и наличие элегантных стаффажных фигур позволяют датировать картину временем ок. 1660–1670. Близкая композиция Лингелбаха находится в Государственном художественном музее, Копенгаген (инв. № KMS-1144).

Военный лагерь.Конец 1660-х

Холст, масло.

Размеры: 89 - 114,3 см. Внизу справа подпись: I. Lingelbag f. На крупе серой лошади монограмма (?): AC

Пост. после 1915 из Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Петрограде.

Инв. № ЭРЖ 1829

Эрмитажная картина относится к весьма редкому в творчестве Лингелбаха типу композиций с изображением военного лагеря при осаде города. В старой литературе сюжет ошибочно расшифровывался как снятие осады Лейдена в 1574. Характер костюмов персонажей указывает на событие середины XVII в. К. Бюргер-Вегенер отмечает влияние на характер сцен c военной тематикой в творчестве Лингелбаха работ Герарда тер Борха Младшего (1617–1681) и Филипса Ваувермана (1619–1668) (Burger-Wegener 1976. N 216). В эрмитажной работе эти стилистические воздействия заметны в изображении белой лошади и фигуры трубача в группе воинов справа. Отдельные мотивы, использованные в «Военном лагере», встречаются также в других композициях художника. Белая лошадь с завитой гривой и голубым бантом повторяется, например, в «Соколиной охоте», продававшейся на аукционе Доротеум в Вене 29.09.2004 (лот 123; холст, масло. 34 × 36,5); фигура пажа присутствует в «Выезде на охоту», Городская художественная галерея, Манчестер (инв. № 1979.471; холст, масло. 35,1 × 42,2). Пейзаж с лежащим на земле стволом дерева исполнен в манере Яна Вейнантса (1630/32–1684), с которым Лингелбах часто сотрудничал. Это подтверждается сравнением с аналогичной деталью «Пейзажа с отдыхающими путниками» из собрания Рейксмузеума, Амстердам (инв. № 227). Близкая по сюжету и деталям композиция Лингелбаха «Военный лагерь» находится в Городском музее, Арнем (инв. № GM 11.158). Эрмитажное полотно датируется концом 1660-х.

Рынок на римской площади.1672 г.

Холст, масло.

Размеры: 92 - 131 см.

Внизу подпись и дата (в три строки): I. LINGELBACH./ FECIT./ 1672 В правом нижнем углу белой краской нанесен номер «127» На обороте — сургучная печать П. Деларова и наклейка распродажи собр. П. Деларова в Париже; круглая бумажная наклейка с надписью «Ex libris D. A. de Benckendorf» (Бенкендорф Дмитрий Александрович, 1845–1919, мастер акварели, действительный член ИАХ); герб с девизом «avec Honneur» и номер «340 n 1»

Пост. в 1924 из ГМФ. Ранее: собр. Д. А. Бенкендорфа в СанктПетербурге; собр. П. В. Деларова в Санкт-Петербурге; аукцион собр. Деларова в Париже 23–24.04.1914; аукцион собр. Деларова в СанктПетербурге 24–27.02.1916.

Инв. № ГЭ 6300

В эрмитажной композиции соединены мотивы различных монументов Рима. Справа — лестница Кордоната на Капитолии, которую фланкируют статуи Диоскуров, в центре — арка Септимия Севера, расположенная на Форуме, слева — колонна Траяна (видоизмененная), в глубине — церковь Санта Тринита Деи Монти, легко узнаваемая по двум парным колокольням (в реальной топографии города эта церковь находится вблизи улицы via del Babuino, на которой жил Лингелбах в 1644–1650). Аналогичные мотивы встречаются в других картинах Лингелбаха (Рейксмузеум, Амстердам, инв. № А 3973; Лувр, Париж, датирована 1670; Художественный музей, Вочестер). Мотив мраморного фонтана, украшенного фигурой Леды с лебедем, использован во многих произведениях нидерландских живописцев, работавших в Риме в середине XVII в.

Уличный музыкант.Около 1650 г.

Холст, масло.

Размеры: 50 - 42 см. Справа внизу подпись: J. lingelbach Слева внизу красной краской нанесен номер «4320» (Кат. 1797)

Поступила в 1817, приобретена на распродаже собр. A. Крейтона в Санкт-Петербурге. Ранее: возможно, продавалась на аукционе собр. Флориса Драббе в Лейдене 01.04.1743.

Инв. № ГЭ 1057

Композиция относится к типу уличных жанровых сцен («bambocciade»), который впервые был разработан Питером ван Ларом (ок. 1592 — после 1642). У Лингелбаха в ранний период творчества (1644–1650) преобладают простонародные бытовые сценки среди римских построек, как в данном случае. Расположение фигур на первом плане, тщательность исполнения и характерный стаффаж — уличный музыкант, башмачник — указывают на раннюю датировку, ок. 1650. Этот же городской вид использован в композициях Лингелбаха «Продавец вина» (Национальная галерея, Рим) и «Римский башмачник» (Национальная галерея, Прага, инв. № О-13238). Как отмечалось в литературе, этот вид городских построек с римской известковой печью (kalköfen) изображали и другие представители нидерландской художественной колонии «Bentvogels», в частности Ян Бот («Картежники у стен Рима», Национальная галерея, Лондон, инв. № 958). А. Стеланд опубликовала подготовительные рисунки Бота и Асселейна с этим же видовым мотивом (StelandStief 1989. S. 116–119). Н. Макларен (1960) считал, что этот вид отражает местность близ старого порта Рипа Гранде. Авторы каталога Национальной галереи в Праге (2012) отождествляют топографию с Порто делла Ленья (гавань Рима к северу от Порто ди Рипетта). В Архиве ГЭ (Ф. 1. Оп. 2. Д. 14, 1817. Л. 40) имеется рапорт Ф. Лабенскому о внесении в каталог десяти картин, купленных на аукционе собр. лейб-медика А. Крейтона, в котором упоминается картина Лингелбаха («no. 236. Lingelbach Jean. Le Musicien ambulant»).

ЯН ВЕЙНАНТС

ИОХАННЕС ЛИНГЕЛБАХ

Пейзаж с песчаным косогором. Конец 1660-х

Холст, масло.

Размеры:108,5-153,5 см.

Пост. в 1768 в составе собрания графа Г.фон Брюля в Дрездене.

Инв.№ГЭ826

Итальянский пейзаж (Вид Кампо-Ваккино).1675 г.

Подписана и датирована.

Холст, масло.

Размеры:107,5-153,9 см.

Пост. до 1797 г.

Инв.№ГЭ2072

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024