ДЖИРОЛАМО ДЖЕНГА
Спор о непорочном зачатии.1516-1518 гг.
Дерево, масло.
Размеры: 438-290 см.
В коллекциях с 1809 г.Из алтаря церкви Сант-Агостино в Чезене и демонтированного во время ремонта церкви в конце семнадцатого века.
Инв.№159
Великолепная масштабная доска ранее украшавшая главный алтарь церкви Августинцев в Чезене, где занимала центральное место в сложной композиции декора алтаря ( заказанного Дженге в 1513г.), разобранная ступень которого разошлась по частным коллекциям, боковые створки были утрачены. Сложность полиптиха уже сама по себе свидетельствует о задачах, поставленных перед собой художником, вершиной творчества которого стало это произведение. Действительно, урбинский живописец сконцентрировал здесь богатый опыт современной иконографии и стилистической культуры, противопоставляя ему экспрессию вдохновения. Однако иногда можно обнаружить обращение к Леонардо, Микеланджело и особенно к Рафаэлю, земляком которого был Дженга. Тем не менее в живописи превалирует пылкая и своеобразная выразительность художника, внешне еще придерживающегося композиционных решений Кватраченто, но в то же время предвосхищающего грядущую эксцентричность маньеризма. В течении своей долгой жизни Джироламо Дженга, творчество которого трудно вписать в рамки какой- либо школы, был известен и как декоратор и архитектор.В верхней части работы помещена грандиозная фигура Бога Отца, окруженного парящими ангелами. Некоторые из них разбрасывают лепестки цветов- символ чистоты Непорочного Зачатия Марии, ставшего во времена написания произведения главной темой церковных дискуссий. Среди многочисленных святых, окружающих Мадонну ( всего их десять), царит заметное оживление. Персонажи схвачены в момент живого спора, их красноречивые жесты и нескрываемые чувства подчеркиваются четкостью и насыщенностью рисунка. Над всеми господствуют святые Отцы Церкви, расположенные парами по сторонам от Марии: Григорий Великий и Августин, Амвросий и Иероним. Центральную группу составляют Мадонна с младенцем и юный Иоанн Креститель. Дженга недвусмысленно следует здесь композиционным аналогам Рафаэля, опуская некоторые символические детали: Иоанн изображен молящимся, Иисус, расположившийся между колен матери, поставил свою ступню на ее ногу.