ОРАЦИО ДЖЕНТИЛЕСКИ (?)
Амур и Психея.
Холст, масло.
Размеры: 136,5- 160 см.
Пост. в 1931 из Антиквариата. Ранее: частное собрание в Петербурге.
Инв.№ГЭ 6889
Апулей. Метаморфозы, IV, 28 — VI, 24.
Картина считалась произведением неизвестного итальянского художника XVII в. Атрибуция Орацио Джентилески предложена Фомичевой (1973). По характеру живописи, передаче обнаженного тела, тканей, светотени картина близка «Данае» Джентилески (Художественный музей, Кливленд). Психея напоминает одну из дочерей Лота в композиции «Лот с дочерьми», известной в нескольких вариантах (Картинная галерея Государственных музеев, Берлин, и др. собр.). Эрмитажное полотно наиболее близко произведениям римского периода творчества Орацио Джентилески, датируемым концом второго десятилетия XVII в. Авторство Джентилески принято в эрмитажных публикациях. Признавая близость живописи к произведениям Джентилески, Николсон (1979, 1990) считает автором картины одного из последователей мастера. Папи (2012) приписал эрмитажную картину художнику под условным именем «Мастер Йоркской Венеры», видя в ней стилистическую близость с двумя одноименными композициями «Венера лежащая», находящимися в Англии.