СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА
Московские святители Петр, Алексей, Иона.30-40-е гг. XVII в.
Дерево, левкас, темпера.
Размеры:31,7-25,8-2,3 см.
Инв.№И VIII 4323
По характеру обработки основы (пропорции доски, соотношение полей и средника), особенностям письма ликов и орнамента икона близка произведениям, созданным по заказу именитых людей Строгановых. Состав святых, среди которых благоверный царевич Димитрий, небесный покровитель одного из представителей семейства Строгановых, образ Богоматери «Знамение», особо чтимый ими как выходцами из Новгорода, также позволяют предположить связь иконы с этими знаменитыми храмоздателями и любителями церковного благолепия.
Священомученик Протопоп Аввакум.Последняя четверть XVII-начало XVIII вв.
На свитке - текст из «Послания братии на всем лице земном» 1669-1670 гг.: «Братия мо//я возлюбле//нная и вожь//деленная//яже и Х(р)и(с)те//стойте т//вердо в ве//ре и незы//блемо стра//ха же че(лове)че//скаго неоубоитеся яко//с намо». В золотых облаках - Богородица и Христос «с силами многими». У Спасителя - свиток со словами из видения Аввакуму: «Рабе// мой н//е бойся аз//есмь». Таким образом, Христос, Творец мироздания, беседует со Своим творением и благословляет священномученика Аввакума, объединяющего и ведущего за собой «малых избранных... братию на всем лице земном».
Дерево,левкас,темпера.
Размеры:14,6-12,5 см.
Из московского Никольского единоверческого монастыря в 1923 г.
Инв.№И VIII 4419
Икона исполнена в стиле, который у старообрядцев назывался «баронским», или «третьим Строгановским», получившим распространение на рубеже XVII-XVIII вв. Для этого стиля характерны приемы, используемые мастерами Оружейной палаты, в частности, личное выполнялось сильно высветленными плавями, как у изографов царя Михаила Феодоровича. В традиционную иконографическую схему, представляющую моление святого перед Спасом и небесными силами, художник включил сюжетное событие «явления» и «письменный» диалог между святым и Богом.