ДЖОРДЖОНЕ
Закат.1506-1510 гг.
Холст, масло.
Размеры: 73,3 -91,4 см.
В коллекциях с 1961 г.
Инв.№NG6307
Теплый золотистый свет, исходящий от горизонта и заливающий пейзаж, очаровал в 1934 г. историка искусства Роберта Лонги, давшего ему поэтическое толкование. Это полотно обнаруживает очень много ассоциаций и точек соприкосновения с творчеством Тициана. До сегодняшнего дня исследователи не пришли к единому толкованию изображенных здесь фигур , причина тому также неудовлетворит. последних (1934) реставрационных работ .Заслуживающей внимания представляется версия, что мужчины, изображенные на первом плане, - это защитник от чумной эпидемии св.Рокко и его спутник Готтард.Вдалеке виден борющийся с драконом св. Георгий, справа выступает из полутьмы пещера св. Антонио, также заступника от чумы. Но прелесть этой работы заключается в окружающем пейзаже, представляющем истинный сюжет этого полотна. Эмоциональное очарование, исходящее от чудесного заката, заставляет углубиться в бескрайнее пространство, направляя вас от первого плана вдаль к голубому горизонту, к заходящему солнцу. Фигуры , выполненные с беллиниевским изяществом, погружены в утонченную атмосферу, передаваемую магкими переходами от света к тени, подчеркнуто монументальной фантастической ,, каменной" композицией, над которой слева встают деревья, написанные с осязаемой, почти тициановской насыщенностью.
Поклонение волхвов.1506-1507 гг.
Дерево, масло.
Размеры: 29,8-81,3 см.
В коллекциях с 1884 г.
Инв.№NG1160
ДЖОРДЖОНЕ, последователь.
Посвящение поэту.Около 1500 г.
Дерево, масло.
Размеры:60-49 см.
В коллекциях с 1885 г.
Инв.№NG1173
Произведение высочайшего художественного уровня, насыщенное завораживающим духом, оставляет, однако, некоторые вопросы. Нет достоверного прочтения сюжета, который, по мнению исследователей, или был заимствован из Библии, или является эпизодом греческой истории. Есть суждение, и оно наиболее правдоподобно, что это аллегория мифического Золотого века, мира царящей гармонии, где , например, спокойно сосуществуют олень, павлин и леопард. Последние искусствоведческие изыскания определяют тему произведения как аллегорию поэтического творчества. Действительно, голову центрального персонажа венчает лавровый венок, символ поэтического искусства.К поэту обращены стоящий юноша и коленопреклоненный мужчина, подносящий чашу с дарами. Музыкант , сидящий на ступенях подиума рядом с книгами, играет на лютне. Всегда спорно было также авторство Джорджоне. Немало экспертов считают,что картина написана его ближайшим последователем в стиле юношеских работ мастера. Тем не менее произведение близко стилю и манере великого художника из Кастельфранко по его смелой асимметричной композиции и великому духу реализма, узнаваемого в написанных с размахом и любовью пейзажах.Последние исследования подтверждают авторство Джорджоне и определяют дату - до1500г. Но есть и иные мнения: некоторые искусствоведы считают, что картина принадлежит кисти другого мастера и была написана уже после смерти Джорджоне, после 1510 г. Однако произведение, посвященное поэзии,литературе и музыке , несомненно, относится к джорджоновской школе. Маленькая фигурка отшельника , выступающая из тени скалы , и птицы , расположившиеся неподалеку , напоминают триптихи Босха, хранящиеся сегодня во Дворце дожей в Венеции , которые изначально находились в коллекции Гримани и были известны Джорджоне.