Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 21:22
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж дуччоРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДУЧЧО ди БУОНИНСЕНЬЯ, последователь.

Голгофа.

Дерево, темпера.

Размеры:91,5-55,5см.Доска сильно изъедена жуком. Золото фона более позднее. На щитке креста надпись: I. N. R. I., сокращенно от Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum (Иисус Назорей, Царь Иудейский. — Ин 19: 19).

В коллекциях с 1919 г., ранее собрание князя Г.Г.Гагарина в Петрограде.

Инв.№ГЭ5507

Мф 27: 57–56; Мк 15: 20–41; Лк 23: 24– 49; Ин 19: 16–37.

«Голгофа», подобно ряду других композиций сиенских мастеров XIV в. на тот же сюжет, восходит к «Распятию» Дуччо ди Буонинсенья (Музей собора, Сиена), одной из сцен на обороте знаменитой иконы «Маестá» Дуччо. Отличается тем, что на эрмитажной доске — один крест вместо трех, а также изображены дети и крепостная стена. Вместо сонма ангелов — два, парящих около креста. Справа, перед группой солдат и старцев, художник поместил римского сотника, упоминаемого во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Иоанна (Мф 27: 54; Мк 15: 39; Лк 23: 47). На выставку «Старые годы» 1908 картина была предоставлена как произведение сиенского мастера XIV в. Липгарт (1908) счел ее автором Дуччо ди Буонинсенья, однако отметил, что «Голгофа» уступает по качеству шедевру Дуччо. Атрибуция Липгарта была поддержана Шмидтом (1909), Вейнером (1909), Сапори (1910). Л. Вентури (1912) и Воинов (1922) видели в картине реплику или копию «Распятия», находившегося в Букингемском дворце и считавшегося тогда выполненным Дуччо. Ван Марле (1924) счел «Голгофу» произведением школы Дуччо. Вейгельт (1930) поместил произведение в рубрику работ имитаторов и подражателей Дуччо, отметив родственность «Голгофы» «полиптиху так называемого Уголино Лоренцетти в Музее Санта Кроче во Флоренции». Уголино Лоренцетти — условное имя, предложенное Бернсоном (см.: Berenson 1917–1918) группе икон, близких, с одной стороны, Уголино ди Нерио, с другой — Лоренцетти. По мнению Бернсона, Уголино Лоренцетти мог работать в 1320–1360-х. Более поздние произведения этой группы нередко приписываются Мастеру Мадонны д’Овиле (Maestro d’Ovile). Существует гипотеза, согласно которой Уголино Лоренцетти отождествляют с Бартоломео Булгарини, упоминаемым в документах 1345–1378 (см.: Shapley 1966. P. 53). В список работ Булгарини петербургскую «Голгофу» включил Боскович (1990), а к произведениям мастерской отнесла Штайнхофф-Моррисон (1990). Бернсон (1968) рассматривал эрмитажную картину как произведение последователя Дуччо. Лазарев (1959) утверждал, что «Уголино Лоренцетти принадлежит „Распятие“, хранящееся в Эрмитаже». Эта атрибуция была принята в музее, что нашло отражение в каталогах 1958, 1976, 1994. Однако вопрос о деятельности Уголино Лоренцетти и тем самым о произведениях, приписываемых ему, до сегодняшнего дня остается нерешенным. Так, Де Бенедиктис полагает, что речь идет не об одном художнике, а о целой мастерской, развивавшей традиции Дуччо за пределами Сиены (см.: De Benedictis 1979). Полиптих со сценой Голгофы (Музей Санта Кроче, Флоренция), ближайшую аналогию к эрмитажному произведению, Де Бенедиктис считает одним из первых произведений мастерской Уголино Лоренцетти. В то же время эрмитажная картина близка и к «Распятию», автором которого числится Мастер Мадонны д’ Овиле — Уголино Лоренцетти (Фонд С. X. Кресса, Нью-Йорк; см.: Shapley 1966. Fig. 142). В последнем случае легко указать на отдельные совпадения: почти без изменения повторена фигура римского сотника, уверовавшего в Христа. Мадонна на нью-йоркской картине — это женщина, стоящая за спиной Магдалины в эрмитажном произведении, и т. д. Но есть и существенные отличия. В «Распятии» явно проявляется знакомство автора с творчеством Симоне Мартини и Пьетро Лоренцетти, что помогло ему смягчить строгость византийских канонов. В «Голгофе» при использовании тех же мотивов византийские черты отчетливо проступают в разномасштабности, в расположении групп, в том, как показана городская стена, увиденная как бы сразу с нескольких точек зрения. Если принять предположение, что обе иконы созданы одним мастером — Уголино Лоренцетти (Мастером Мадонны д’Овиле), то различия между ними можно объяснить разницей во времени создания: «Голгофа» относится к самым ранним работам художника — самого Уголино Лоренцетти или Мастерской Уголино Лоренцетти (подобно полиптиху из Музея Санта Кроче), в то время как «Распятие» из собр. С. X. Кресса знаменует поздний этап деятельности мастера — ок. 1350. Поскольку проблема не кажется нам разрешенной до настоящего времени, предпочитаем дать более общее определение автора «Голгофы» (как это было сделано в каталоге выставки 1989) — последователь Дуччо, работавший в середине XIV в.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024