БАТТИСТА ДОССИ
Нимфа источника.
Холст, масло.
Размеры: 120-196,5 см.
Происхождение: пост. в 1831, приобретена на аукционе имущества испанского министра М. Годоя, князя Мира, в Риме; с 1832 находилась в Таврическом дворце в Петербурге, возвращена до 1859.
Инв.№ГЭ2934
При поступлении в Эрмитаж картина считалась выполненной Бонифацио Веронезе. На выставке 1920 экспонировалась как работа неизвестного феррарского художника XVI в. Имя Баттиста Досси было предложено Щербачевой (Кат. 1958, 1976 и 1994). В рукописном каталоге Эрмитажа 1797 сюжет обозначен так: «Спящая Венера в пейзаже, левая рука ее лежит над головой, а правая покоится на траве. Позади богини видны три грации, из которых одна с корзинкою, наполненной цветами». В каталоге выставки 1920 картина фигурирует как «Спящая нимфа». Щербачева дала полотну новое название — «Спящая вакханка» (Кат. 1958 и 1976). Представляется, что наиболее правильное определение сюжета — «Нимфа источника».Досси должен был знать один из знаменитых антиков Бельведера — «Спящая Ариадна» (II в. н. э.); этот образ в период Ренессанса идентифицировали с Клеопатрой из-за браслета в виде змейки на руке. Скульптуру использовали в качестве украшения фонтана, поместив над римским саркофагом со сценой борьбы императора Траяна с варварами. Уже в эпоху Ренессанса статуя стала истолковываться как изваяние нимфы источника, которую одновременно сближали с образом Венеры. Так, три женские фигуры за спиной нимфы могут быть определены как три грации. Нимфа спит под журчание источника, водам которого она сама и покровительствует.