ПЬЕТРО ЛОРЕНЦЕТТИ
Распятие с Девой Марией и святым Иоанном. Около 1330 г.
Дерево, темпера.
Размеры: 62-31 см.
Происхождение: пост. в 1910 из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865 — собр. К.-А. Бейне в Петербурге; до 1897 — МАХ в Петербурге; до 1910 — РМ в Петербурге.
Инв.№ГЭ 277
Над распятием изображен пеликан с птенцами в гнезде — символ искупительной жертвы Христа (Rèau 1955. Vol. 1. P. 94–95), так как считалось, что пеликан кормит птенцов собственной кровью. Картина поступила в Эрмитаж как произведение неизвестного сиенского художника XIV в. и с этой атрибуцией вошла в каталоги музея 1912–1916. В Кат. 1958 «Распятие» значится как произведение школы Амброджо Лоренцетти. Авторство Пьетро Лоренцетти было установлено Всеволожской (1981), что нашло отражение уже в Кат. 1976. Атрибуция была сделана на основании стилистического сходства с правой створкой триптиха, хранящегося в Музее изящных искусств в Дижоне. По аналогии с алтарем из музея в Дижоне Всеволожская датировала эрмитажное произведение 1335–1340. Дижонский триптих (44 × 50) экспонировался на выставке «Искусство сиенской готики» в Авиньоне в 1983 как совместная работа Пьетро Лоренцетти и его мастерской 1335–1345. Авторство Пьетро признано не всеми исследователями (об истории атрибуции триптиха см.: L’ art gothique siennois 1983. P. 106). Лаклотт (1987) настаивал на том, что работы Мастера Дижонского алтаря сближаются с поздними произведениями Пьетро Лоренцетти, к числу которых относится и эрмитажная доска. Еще более близкая аналогия к эрмитажному «Распятию» — «Распятие с Марией, Иоанном и Марией Магдалиной» (Национальная пинакотека, Сиена; инв. № 147; 82 × 42,5), которое Вольпи (Volpi 1951. Р. 13) отнес к числу лучших достижений Пьетро Лоренцетти. В сиенской картине та же композиция, те же пропорции фигур, а фигура Христа повторена почти полностью, вплоть до расположения повязки на чреслах. Произведение из Сиены датируют серединой 1320-х (см.: Mostra di opera d’arte restaurate 1981. P. 47). Всеволожская (1981) полагала, что эрмитажное произведение создано в 1335– 1340. Однако «Распятие» следует датировать не позднее 1330.
ПЬЕТРО ЛОРЕНЦЕТТИ, круг.
Мадонна с Младенцем на троне со святыми и ангелами.
Дерево, темпера.
Размеры: 52-36,5 см.
На свитке в руке Иоанна Крестителя: ЕССЕ AG… (Се аг[нец]… — Ин 1: 29, 36).
В коллекциях музея с 1920г., из ГМФ.
Инв.№ГЭ 5505
В левой части композиции около трона Мадонны изображены: Иоанн Креститель (со свитком в руке), св. Христофор (на плечах держит младенца), св. Елизавета (?) и ангел. В правой части изображены: св. Петр (с ключами в руке), Михаил-архангел (попирает дьявола, в руке меч), св. Екатерина (опирается на колесо, в руке пальмовая ветвь) и ангел. В верхней части композиции: Христос во славе. Картина поступила как произведение неизвестного сиенского мастера начала XIV в. и с этой атрибуцией экспонировалась на выставке 1922. В каталоге этой выставки отмечено, что, по мнению Липгарта, автором является Пьетро Лоренцетти. Лазарев (1959) считал, что это ранняя работа Мастера Дижонского алтаря, но не привел никаких аргументов: «Как раннюю работу этого же мастера (Мастера Дижонского алтаря. — Т. К.) я склонен рассматривать „Мадонну со святыми, ангелами и Христом во славе“ в Эрмитаже, которую Э. К. Липгарт приписал Пьетро Лоренцетти». Под условным именем Мастер Дижонского алтаря (Maestro di Digione) Девалд (Dewald 1929. P. 154–158) сгруппировал вокруг триптиха из Музея изящных искусств в Дижоне (44 × 50) ряд стилистически близких работ, которые до этого в основном приписывались Пьетро Лоренцетти. В каталоге выставки «De Giotto a Bellini» (1956, под редакцией М. Лаклотта) триптих опубликован как работа Пьетро Лорецетти (№ 15). Эрмитажное произведение вошло в Кат. 1958 под именем Мастера Дижонского алтаря, а в Кат. 1976, Кат. 1994 и в каталог выставки 1989 — как работа круга Пьетро Лоренцетти. А. Де Марки (письмо от 4.IX.1990) и М. Лаклотт (устно, 1995) назвали автором петербургской картины Луку ди Томмé. Точки соприкосновения, которые можно обнаружить между эрмитажной доской и работами Луки ди Томмé — например, «повторение типа его мадонн в профиль, линия которого подчеркнута плащом, а голова наклонена к подвижному крепышу младенцу» (Mostra di opera d’arte 1981. P. 80), — представляются чисто внешними. Напротив, типичные образы и приемы, которые прослеживаются в основных произведениях Луки ди Томмé — это величественно восседающие на троне мадонны, держащие Младенца, как правило, строго фронтально (подписной полиптих делле Тольфе, Национальная пинакотека, Сиена; «Мадонна с Младенцем», Музей искусств Понс, Пуэрто-Рико; «Мадонна с Младенцем и святыми», Музей искусств, Лос-Анджелес и др.) — отсутствуют в петербургской работе. Здесь нет и несколько застылой торжественности, свойственной живописи Луки ди Томмé. Напротив, художник проявил интерес к деталям — естественному жесту Младенца, разнообразию рыб в воде под ногами св. Христофора (последнее стало возможным увидеть после реставрации доски). Предпочтительно оставить для «Мадонны с Младенцем и ангелами» определение «круг Пьетро Лоренцетти». Картина может быть датирована концом 1330-х — началом 1340-х.
Мадонна с Младенцем на троне со святыми и ангелами.
Дерево, темпера.
Доска обрезана со всех четырех сторон; наложена на составной подрамник с поперечиной, соединенный с доской тринадцатью «сухариками». Живопись сильно смыта, в ряде мест — до грунта. Многочисленные грубые записи.
Размеры: 53-44см.
На свитке Иоанна Крестителя надпись: AGNVS DEI ECCE (Се агнец Божий. — Ин 1: 29, 36). На обороте на поперечной накладке надпись: С. Веÿne (К. Бейне).
Происхождение: пост. в 1910 из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865 — собр. К.-А. Бейне в Петербурге; до 1897 — МАХ в Петербурге; до 1910 — РМ в Петербурге.
Инв.№ГЭ2469
Около трона Мадонны в левой части композиции: св. Георгий (фигура срезана, сохранилась рука со щитом), св. Екатерина (в короне, с пальмовой ветвью и книгой в руках), св. Павел (?) с книгой, ангелы. В правой части композиции: Иоанн Креститель (фигура срезана, сохранились руки, в левой — свиток с полустертой надписью), Мария Магдалина (с сосудом для притираний), св. Петр (с ключом), ангелы. Остальных святых, от которых сохранились только головы, идентифицировать невозможно. Липгарт поместил картину в Кат. 1912 как произведение Пьетро Лоренцетти (со знаком вопроса). В Кат. 1916, 1958 и 1976 картина не вошла. В Кат. 1994 — Пьетро Лоренцетти, круг. Эрмитажное произведение стилистически сопоставимо с работами братьев Лоренцетти или их круга — таких, как триптих Пьетро Лоренцетти и мастерской (Музей изящных искусств, Дижон), «Мадонна с Младенцем, святыми и ангелами» Пьетро Лоренцетти (Картинная галерея, Берлин), «Мадонна с Младенцем» (Музей Польди Пеццоли, Милан), «Мадонна с Младенцем, святыми и ангелами» круга Амброджо Лоренцетти (Национальная пинакотека, Сиена). При всем сходстве отдельных типажей представляется, что манера живописи отличается от манеры самих братьев Лоренцетти. Картина, возможно, выполнена кем-то из художников, испытавших их влияние, — вероятно, Лукой ди Томмé (Palladino 1997; Г. Фатторини, устно, 2010). Боскович (Boskovits 1987. S. 92) отметил, что ок. середины XIV в. в тосканских произведениях трон, бывший ранее «строго ограниченной пространственной капсулой, в которую помещались главные действующие лица», теряет подобную функцию; теперь он целиком или частично покрывается затканной золотом тканью и служит сияющим фоном для Мадонны с Младенцем. Именно таким представлен трон на эрмитажной доске.