ЛОРЕНЦО ЛОТТО
Аллегория целомудрия.Около 1505 г.
Дерево, масло.
Размеры: 42,9-33,7 см.
В коллекциях музея с 1939 г. Ранее: собрание Сэмюэля Кресса.
Инв.№ 1939.1.147
Аллегория добродетели и порока. 1505 г.
Дерево, масло.
Размеры: 56,5-42,2 см.
В коллекциях музея с 1939 г. Ранее: дворец Фарнезе в Парме (XVIIв.); собр. Антонио Бертиоли, Парма; собр. Джакомо Гритти, Бергамо; собр. Сэмюэля Кресса.
Инв.№ 1939.1.156
EXPOSICIÓN: Lorenzo Lotto. Retratos Museo Nacional del Prado. Madrid 19/6/2018 - 30/9/2018
В июле 1505 года Лоренцо Лотто закончил портрет Бернардо Росси, который в 1499-1527 годах был епископом Тревизо. Эта картина хранится сейчас в музее Каподимонте в Неаполе. Несколько лет назад на обороте представленной здесь "Аллегории" была обнаружена надпись, из которой следовало, что эта картина была своего рода "обложкой" для портрета Росси. Кроме того, на прислоненном к дереву щите изображен герб- лев на синем фоне; точно такой же герб виден и на печати епископа на неаполитанском портрете. Подобные "обложки" часто вешали рядом с портретами -получались своеобразные диптихи. Их назначение не совсем ясно. Возможно, заказчик хотел, чтобы портрет могли видеть лишь близкие люди. Или же эта "обложка" должна была предохранить портрет от воздействия света. Либо изображение на этой второй створке должно было служить символическим комментарием к самому портрету, к характеру или образу жизни заказчика. Кажется, что именно эта последняя причина и побудила Бернардо Росси заказать художнику и сам портрет, и эту аллегорическую композицию. На его увлечение символами и аллегориями указывает медаль епископа, также хранящаяся в Вашингтонской галерее. На ее реверсе также изображена аллегория. Значение картины достаточно прозрачно- здесь изображен выбор между добродетелью и пороком. Слева- обнаженный ребенок, купающийся в лучах солнца, подбирает различные инструменты: циркуль, компас, плотницкий угольник, флейту, свисток- символы культуры и, с точки зрения ренессансного человека,- добродетели. Справа- аллегория порока: солнце скрылось за тучами, в тени среди перевернутых кувшинов развалился пьяный сатир. В глубине- терпящий бедствие корабль. Лотто тактично указывает на то, что епископ победил порок и посвятил свою жизнь добродетели: крылатый дух Росси быстро поднимается по извилистой тропинке к вершине горы. Туда, откуда исходит свет.
Святая Екатерина. 1522 г.
Дерево, масло.
Размеры: 57,2-50,2 см.
В коллекциях музея с 1939 г. Ранее: собрание Сэмюэля Кресса.
Инв.№ 1939.1.117
Рождество. 1523 г.
Дерево, масло.
Размеры: 46-35,9 см.
В коллекциях музея с 1939 г. Ранее: собрание Сэмюэля Кресса.
Инв.№ 1939.1.288