Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 14:04
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж луиниРегистрацияВход
Меню сайта

 

государственный эрмитаж

БЕРНАРДИНО ЛУИНИ

Святая Екатерина.Между 1527-1531 гг.

Холст, масло, переведена с дерева.

Размеры: 68-59 см. Мелкие вздутия красочного слоя по всей поверхности — результат перевода с дерева.

пост. в 1815, приобретена императором Александром I у Евгения Богарне, получившего картину по наследству после смерти матери, императрицы Жозефины, в 1814. Ранее: куплена Жозефиной в 1805 у художника Андреа Аппиани в Милане; собр. императрицы Жозефины во дворце Мальмезон близ Парижа.

Инв.№ГЭ109

В собр. Жозефины картина считалась работой Леонардо да Винчи и называлась «Св. Маргарита». С атрибуцией Леонардо произведение поступило в Эрмитаж. Авторство Луини было определено Вагеном (1864). Датируется между 1527 и 1531 на основании сравнения с другими полуфигурными изображениями Луини. Эрмитажная «Св. Екатерина» часто рассматривается как основное произведение, которое затем повторял сам мастер и копировали другие художники (см.: Pomilio, Ottino della Chiesa 1967). Согласно иной точке зрения, первоначальный вариант «Св. Екатерины» находится в Национальной галерее, Лондон (Williamson 1899; Beltrami 1911). Дэвис считал лондонскую картину копией (Davies 1961. P. 322). Композиции, аналогичные эрмитажной, хранятся также в Музее г. Компьена (ранее — запасники Лувра, Париж); в частной коллекции, Бильбао; в Национальной галерее Ирландии, Дублин (копия с Луини); в частной коллекции, Турин (поздняя копия), в Галерее Брера, Милан (копия XVI в.), и др.Липгарт (Кат. 1912) полагал, что эрмитажную «Св. Екатерину» можно идентифицировать с той, которая принадлежала герцогу Модены и о которой упоминал Сканелли да Форли: «…и среди очень редких картин полуфигура, чуть меньше натуральной величины, которая изображает святую Екатерину, грациозно держащую пальмовую ветвь в правой руке, и так знакомо это лицо, нежное и деликатное, что тот, кто видит эту работу, убеждается, что она принадлежит к исключительным созданиям этого необыкновенного мастера (Леонардо. — Т. К.)» (Scanelli da Forli 1657. P. 141).

Святой Себастьян. Между 1520-1530 гг.

Холст, масло, переведена с дерева.

Размеры:196-106 см. На дощечке, прикрепленной к дереву, надпись: QVAM LIBENS / OB TVI AMOREM / DULCES IACVLOS / PATIAR MEMENTO (Как охотно из любви к тебе я терплю сладкие стрелы, помни).

Пост. в 1860, приобретена у антиквара В. Моро в Париже.

Инв.№ГЭ247

В образе св. Себастьяна, несомненно, изображен конкретный человек. Надпись и символы позволяют расшифровать смысл аллегорического портрета. Святой пронзен стрелами не за преданность христианству, они — оружие бога любви Амура. Об этом ясно свидетельствует латинская надпись, на которую Себастьян указывает правой рукой. Профессор К. Вечче считал, что «кто-то составил надпись, переработав, сконцентрировав и передав в духе христианства отрывок из Метаморфоз (XIV, 721–725), в котором Ифис кончает самоубийством из-за любви к Анаксарет» (см.: Kustodieva 1991. P. 65. Nota 74). Смысл строф Овидия подтверждает растущий на одинокой ветви дерева большой лимон — символ горько-сладкой любви (Alciati 1550. P. 221). Цветок аквилегии постоянно встречается в работах Луини,но здесь его значение иное, чем в религиозных композициях, и связано оно с народными верованиями в особые свойства растения — способность влиять на любовные отношения и плодородие (Fritz 1952. S. 106). Еще Блан (1861) высказал предположение, что цвет набедренной повязки Себастьяна мог соответствовать геральдическим цветам дамы его сердца. Это тем более вероятно, что одни и те же тона повторяются не только на ткани, прикрывающей чресла, но и на оперении стрел и на путах, сковывающих руки. Образ св. Себастьяна использован для демонстрации любви к некой даме. Ради нее изображенный готов терпеть муки, так как его любовь горька и сладостна одновременно, как плод лимона, полна сил и животворна, как цветок аквилегии, и ради любви он готов расстаться с жизнью, как это сделал Ифис. В каталогах Эрмитажа 1863–1958 портретируемый идентифицирован с миланским герцогом Максимилианом Сфорца (правил в 1512–1515). Липгарт (1928) счел, что это второй сын Лодовико иль Моро — Франческо Мариа Сфорца (1492–1535), ставший герцогом Милана с 1520 под именем Франческо II. Существует единственное изображение с натуры Франческо II — оно находится в медальоне на потолке зала Аттелани (помещение конюшен Лодовико Джакомотто делла Тела). Фрески выполнены с участием Луини и датируются между 1522 и 1526. В облике Франческо II угадывается сходство с человеком, запечатленным в образе св. Себастьяна — покровителя Милана. Картина поступила в Эрмитаж с атрибуцией Леонардо да Винчи, горячо поддержанной Бланом (1861). Но еще в 1855 Мюндлер писал: «Посетил… Моро, чтобы изучить св. Себастьяна, атрибутированного Леонардо да Винчи. Очень приятная картина, прекрасно моделированная и кьяроскуро большой прелести. Рисунок, однако, не может расцениваться как безукоризненный, и моделировка недостаточно уверенная для этого великого мастера. Возможно, Больтраффьо автор этой картины, которая оценивается в 10 000 франков» (Mündler 1985.P. 71). Год спустя Мюндлер изменил свое мнение в пользу Тимотео делла Вите (р. 118). Автора произведения правильно определил Ваген (1864). Сомов (Кат. 1889) предположил, что петербургская картина была приобретена в составе коллекции Кроза в 1772, она вошла в Cat. 1773 (N 790), а затем в конце того же века выбыла из музея. Это неверно, так как рисунок Сент-Обена на полях каталога собр. Кроза 1755 (см.: Stuffmann 1968. P. 60) отличается от эрмитажной композиции, но соответствует «Св. Себастьяну» Марка д’Оджоно (?) из Картинной галереи Берлина (см.: Kustodieva 1991). Липгарт (Кат. 1912) сообщает о происхождении следующее: в начале XIX в. произведение было приобретено торговцем картин Дюбуа, который продал его некоему итальянскому князю под именем Леонардо да Винчи. После смерти владельца оно перешло к римлянину Бистоли, а от него попало к парижскому антиквару Вольсею Моро.

Распятие с Мадонной, святыми Павлом, Марией Магдалиной, Иоанном и Франциском.Около 1530 г.

Холст, масло, переведена с дерева.

Размеры: 90-73,5см.Надпись на дощечке креста: I N R I — сокращенно от Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum (Иисус Назорей, Царь Иудейский. — Ин 19: 19).

Приобретена из Голицынского музея в Москве в 1886 г.

Инв.№ГЭ259

голицынский музей москва

У подножья креста в правой части композиции изображены апостол Павел, опирающийся на меч, Мадонна и коленопреклоненная Мария Магдалина, в левой части — апостол Иоанн и св. Франциск. В собр. князя С. М. Голицына картина считалась произведением Франческо Франчи. В Опись 1859 была внесена как работа Гауденцо Феррари. В Кат. 1889–1895 картина включена как произведение неизвестного художника начала XVI в. В Кат. 1899 — Кат. 1909 — как работа неизвестного художника ломбардской школы начала XVI в. Харк (1896) высказался в пользу авторства Луини. Под этим именем картина вошла во все каталоги Эрмитажа начиная с 1912. До 1914 в собр. Б. Креспи в Милане хранилось «Распятие», во всем соответствующее эрмитажному (на последнем, однако, нет черепа у подножья креста). После аукциона в Париже в 1914 судьба миланской картины не известна (воспр.: Beltrami 1911. P. 468). А. Вентури (1900) первоначально считал эрмитажное «Распятие» репликой мастерской, сделанной с «Распятия» из миланского собр. Позднее он признал петербургскую картину «единственным подлинником» (см.: Липгарт 1928). Оттино делла Кьеза (1956) рассматривала оба варианта как работу Луини. Еще одна подобная композиция из частного собрания (дерево, масло. 95 × 75; с черепом у подножья креста) была опубликована Калегари как созданная Луини. Авторской ее считают К. Волпе и М. Грегори (см.: Il Cinquecento lombardo 2000). По мнению Грегори, картину из частного собрания следует датировать 1520. Липгарт (1928) предполагал, что «Распятие» выполнено в тот же период, что и полиптих Луини в церкви Сан Маньо в Леньяно, — в 1523. В Кат. 1958 и 1976 картина датируется ок. 1530. Датировка, предложенная Липгартом, — начало 1520-х — представляется более убедительной.

БЕРНАРДИНО ЛУИНИ, мастерская.

Мадонна с младенцем.1512-1515 гг.

Дерево, масло.

Размеры: 66-51 см. Основа состоит из двух досок. Паркетирована.

В коллекциях музея с 1845 г.,получена по завещанию Д.П.Татищева, Петербург.

Инв.№ГЭ7744 

Картина поступила в Эрмитаж как работа Луини. Атрибуция была поддержана Вагеном (1864) и Бельтрами (1911). Боде (1882) и Уильямсон (1899) не считали картину оригиналом. В каталоги Эрмитажа 1863–1888 картина включена под именем Луини, в Кат. 1889 — как работа Луини со знаком вопроса, в каталоги 1900–1912 — как копия с «Мадонны с Младенцем» Луини из собр. Уоллес, Лондон. Оттино делла Кьеза (1956) поместила картину в рубрику сомнительных работ Луини. В Кат. 1958 и 1976 вновь фигурирует имя самого Луини. В Кат. 1994 — мастерская Луини. Эрмитажное произведение — повторение «Мадонны с Младенцем» Луини, ранее считавшейся оригиналом Леонардо да Винчи (собр. Уоллес, Лондон; инв. № 10; 72 × 55). В каталоге этого собрания (The Wallace Collection 1985) картина определена как «приписываемая Луини». В эрмитажной картине фигуры Мадонны и Младенца повторены полностью. Изменения касаются деталей: в лондонской картине Младенец стоит на столе, на котором лежит книга, а Мария протягивает ему цветок аквилегии. В эрмитажной — стол заменен таким же по форме камнем, из него растет куст, с которого Мадонна срывает цветок аквилегии, символизирующей восхваление Бога (см.: Fritz 1952. S. 102–103). В петербургской работе ребенок только тянется к цветку, но положение пальцев, сжимающих стебель, копиист повторил, хотя в данном случае оно не оправдано, как и то, что цветок не попадает в поле зрения Марии, в то время как на английской картине взгляд Марии вполне мотивирован. Доказательством тoго, что эрмитажная картина — повторение мастерской, служит и второй план: вместо нейтрального фона «Мадонны с Младенцем» из собр. Уоллес здесь — грот, в котором справа среди камней пробиваются листья, а слева растет цикламен. Цикламен — символ кровоточащего сердца Марии (см.: Vries 1984. P. 124–125). Этот второй план полностью заимствован из «Мадонны с Младенцем » Луини (собр. Хейга, Ниваагаард, Амстердам; воспр.: Ottino della Chiesa 1956. Fig. 94). Кроме эрмитажной композиции существует ряд вариантов, приписываемых или Луини, или его мастерской (собр. Галларати-Скотти, Милан; собр. Чернин, Вена; Музей герцога Веллинг135 тона, Лондон).

БЕРНАРДИНО ЛУИНИ,школа.

Мадонна с младенцем.Первая половина 16в.

Дерево, масло.

Размеры: 50-41,5 см. На обратной стороне картины два паза от врезных шпонок.

В коллекциях музея с 1923 г.

Инв.№ГЭ6685

При поступлении в Эрмитаж была определена как произведение школы Леонардо да Винчи. Картина создана кем-то из мастеров школы Луини. Лучшая по исполнению композиция, аналогичная эрмитажной, хранится в Музее искусств в Кливленде (инв. № 16.812; дерево, масло. 55,5 × 42,7). Она отличается от петербургской тем, что в нижней части видны колени Мадонны, покрытые плащом. По поводу атрибуции «Мадонны с Младенцем» из кливлендского музея единого мнения нет. Бернсон (1932-I. Р. 314), Оттино делла Кьеза (1956. P. 72) считали ее работой самого Луини; Фредериксен и Дзери (1972) приписывали школе Луини. Педретти (Pedretti 1974. P. 31) видел в кливлендской картине произведение самого Луини и указывал на то, что «Голова девушки» (так называемая «Растрепанная», Национальная галерея, Парма) Леонардо связана с типом Мадонны в картине Луини. Младенец восходит к фигуре Иисуса в картине «Св. Анна, Мадонна и Младенец» Леонардо да Винчи (Лувр, Париж).

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024