МАТТЕО ди ДЖОВАННИ
Мадонна с младенцем, святыми Антонием Падуанским и Вильгельмом. Середина 1480-х гг.
Дерево, темпера.
Размеры: 70,5-51 см.Доска выгнута по вертикали. Рама более поздняя, наглухо соединена с картиной, торцы замастикованы.
Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде. Ранее: собр. графа П. С. Строганова в Петербурге, приобретена графом в Риме у Куоко за 500 франков.
Инв.№ГЭ4114
Исследование картины в инфракрасной области спектра выявило подготовительный рисунок и некоторые изменения, касающиеся положения мизинцев на левой руке Младенца и правой руке Марии. Рисунок лиц тоньше и выразительнее, чем в окончательном варианте. На плаще Марии — звезда, так как одно из имен Мадонны — Stella Maris — Морская звезда (см.: Холл 1999. С. 196). Святые опознаются по атрибутам: св. Антоний Падуанский — по горящему сердцу в руке (символу его страстной любви к Богу и Мадонне); св. Вильгельм — по власянице, характерному железному головному убору крестообразной формы и оковам на руках (см.: Kaftal 1952. P. 1031). В каталоге выставки 1922 этот святой назван неизвестным; впервые правильно определен в каталоге эрмитажной выставки 1989. Хотя в каталоге выставки 1922 сказано, что атрибуция принадлежит Липгарту, Ваген еще в 1864 в рукописном каталоге собр. П. С. Строганова (см.: Кузнецов 2001) назвал автором картины Маттео да Сиена. То же имя Ваген (1864) повторил еще раз, отметив утонченность Марии и «незначительность» колорита. Кроу и Кавальказелле (1864, 1914) считали, что картина выполнена в более слабой, чем у Маттео ди Джованни, манере — в духе Гуидочче Коццарелли. Для творчества Маттео ди Джованни типичны подобные композиции небольшого размера с фигурами Мадонны с Младенцем и фланкирующих их святых. Художник сохраняет один и тот же принцип построения композиции: пластичность Марии и Иисуса контрастирует с более плоскостной трактовкой фигур святых, благодаря чему при отсутствии глубины пространства создается впечатление двух планов. Золотой фон усиливает декоративный эффект. Картина может быть отнесена к середине 1480-х. Она отличается от более поздних произведений Маттео ди Джованни, в которых появляется налет определенного штампа и уделяется большое внимание роскошному орнаменту одежд. Наиболее близкая аналогия эрмитажной картине — «Мадонна с Младенцем, св. Иеронимом и Марией Магдалиной» (Музей Метрополитен, Нью- Йорк; инв. № 65.234; 63,2 × 46,7), которая датируется концом 1480-х.
Мадонна с младенцем.Конец 1480-х гг.
Дерево, темпера.
Размеры: 40-25 cм. С тыльной стороны доска покрыта левкасом.
Пост. в 1935 из ГРМ в Ленинграде.
Инв.№ГЭ9748
При поступлении в Эрмитаж картина была определена как работа Маттео ди Джованни. Недостаточно высокий уровень живописи, сильное искажение в передаче детского тела, слабый рисунок рук Мадонны заставляют предположить, что картина выполнена кем-то из художников мастерской Маттео да Сиена. Ближайшая аналогия петербургского произведения «Мадонна с Младенцем, св. Бернардином Сиенским, св. Иеронимом и двумя ангелами» мастерской Маттео да Сиена (Музей Метрополитен, Нью-Йорк; дерево, темпера. 55,9 × 49,5) отличается более высоким уровнем исполнения. Лицо Марии в обоих случаях повторяется почти без изменений и восходит к образцам самого Маттео. Датировка, предложенная Дзери для нью-йоркской картины, — конец 1480-х (Zeri 1980. P. 49) — может быть принята и для эрмитажной картины.