НИККОЛО ди СЕР СОЦЦО
Мадонна с Младенцем.Ок.1360г.
Дерево,масло, темпера.
Размеры: 108-45,5 см. верх закруглен; центральная часть триптиха (боковые створки не сохранились) Основа состоит из одной широкой доски с надставкой по правому краю. Надставка соединена с основой коваными гвоздями и была скреплена деревянными нагелями, из которых сохранился только один. С тыльной стороны две горизонтальные шпонки, крепленные крупными коваными гвоздями. От нижнего края до середины доски проходит сквозная трещина с утратой основы. Живопись сохранилась фрагментарно: голова, руки и частично верхняя часть торса Мадонны; фигура Младенца — почти полностью, за исключением ног; сохранился остаток фона. На обороте наклейка выставки «Старые годы» с указанием имени владельца, Дурдина.
Пост. в 1969. Ранее: собр. В. Д. Дурдина в Петербурге; собр. Риццони в Риме.
Инв.№ГЭ 10448
Сравнение картины с репродукцией начала XX в. (Liphart 1910) показывает, что за время, истекшее с момента выставки 1908 «Старые годы», произведение пострадало еще сильнее. Липгарт (1910) сообщал о картине следующее: «Художник Дурдин — счастливый ее обладатель. Этот фрагмент принадлежал покойному Риццони, римскому художнику, который завещал центральную часть г-ну Дурдину и „двух святых“, образующих створки, братьям X., художникам, сделавшим мишень для стрельбы из пистолета. Это варварство заслуживает порицания со стороны собратьев». В собр. Дурдина «Мадонна с Младенцем» числилась произведением Липпо Мемми. По мнению Липгарта (1908), эта атрибуция не вызывала сомнений. Л. Вентури (1912) полагал, что картина могла быть создана последователем Пьетро Лоренцетти. Как произведение Никколó ди Сер Соццо впервые упомянута Миссом (1951). Атрибуция была подтверждена им позднее (1963), со ссылкой на мнение Г. Кур-Ахенбах, также считавшей автором этой работы Никколó ди Сер Соццо. Очень близкая аналогия эрмитажной картины — «Мадонна с Младенцем, держащим гранат» (Галерея Уффици, Флоренция; инв. № 8439; 85 × 55), которую Де Бенедиктис (1979) датировала концом 1350-х. Такая же дата, ок. 1360, может быть принята и для петербургской картины. Мисс (1963), напротив, полагал, что это одна из самых ранних работ мастера. Густой растительный орнамент занавеса за спиной Марии составляют заостренные наверху и внизу овалы с круглящимися завитками. Близкая аналогия — узор платья св. Екатерины в «Вознесении Мадонны» Сер Соццо из Городской пинакотеки Сан-Джиминьяно, которое Клессе (1967. S. 426, Kat. 427) датирует примерно 1350-ми. Клессе (1967), знакомая с петербургской картиной только по фотографии, считала временем ее создания вторую четверть треченто.