ПАЛЬМА СТАРШИЙ
Погрудный портрет юноши.
Дерево, масло.
Размеры: 38,7-29 см
В коллекциях музея с 1907 г., до 1636 г. в венец. собрании Бартоломмео делла Наве, затем коллекция Гамильтон (Англия),галерея эрцгерцога Леопольда-Вильгельма (Брюссель-Вена), венская императорская коллекция.
Инв.№3460
Портрет юноши с венком на голове и алым покрывалом поверх доспехов и портрет девушки с распущенными волосами и обнаженным плечом относятся к жанру так называемого идеального портрета, к той группе памятников, в которой портретное изображение сочетается с обобщенным, символическим содержанием и посредством определенной идеализации отражает тот или иной тип, популярное явление. Этот тип изображения в североитальянской живописи распространился в начале XVI века прежде всего благодаря творчеству Джорджоне. В произведениях Джорджоне и его последователей Пальмы Веккио, Пьомбо, Доссо и других - можно встретить многочисленные варианты этого типа. Во многих случаях сегодня уже невозможно точно реконструировать значение изображения; разные исследователи по-разному пытаются интерпретировать знаменитую венскую "Лауру" и флорентийского "Гаттамелату" Джорджоне, а также будапештские портреты юноши и девушки. Определенным ориентиром - наряду с записью в венецианском каталоге - служит венок из плюща на голове юноши и венок из листьев дикого винограда на голове девушки; увенчанная голова на картинах той эпохи - по следам античных примеров - является обычно символом славы, триумфа и одновременно обручения, брака. Поэтому два будапештских портрета часто называют парным "Портретом обрученных". По всей вероятности, художник запечатлел на полотне своих современников в образе какой-нибудь супружеской четы из античной истории. Этот портрет и "Погрудный портрет девушки" фигурировали в каталоге коллекции Бартоломмео делла Наве 1636 года как произведения Джорджоне, изображающие римского консула и его жену. В коллекции эрцгерцога Леопольда-Вильгельма в XVII веке портреты считались уже произведениями Пальмы Веккио (Пальмы Старшего).
Погрудный портрет девушки.
Парная к портрету юноши.
Дерево, масло.
Размеры: 38,8-28,5 см.
В коллекциях с 1848 г.
Инв.№939
Большинство специалистов приписывает эти портреты Пальме Веккио, относя их к раннему периоду творчества художника. Родившийся в Серинальте и поселившийся позже в Венеции Якопо Негретти стал затем более известен под именем Пальмы Веккио; о начале его творческого пути почти ничего не известно. Совершенно ясно, однако, что самые ранние из его произведений отражают влияние Беллини и Джорджоне; мы находим в них те же типы, ту же чистоту линий и нежный, светлый колорит, что и на "Портрете обрученных". Ближайшей аналогией является тематически родственная античная серия картин Пальмы Веккио, фриз с изображением истории Юлия Цезаря (коллекция Кресса, США; частное собрание, Лондон). Близок к ранним произведениям Пальмы Веккио и рисунок голов, обнаруженных с помощью рентгена под слоем краски на будапештском "Погрудном портрете девушки". На основе этих ранних эскизов, в том числе головы толстого усатого мужчины и головы юноши в шапке, возникновение парного портрета можно отнести к 1505-1508 годам. Эти будапештские портреты - значительные памятники перехода от позднего кватроченто Беллини к зрелому ренессансу Джорджоне и Пальмы. В стиле и композиции будапештских "Обрученных", портретов юноши и девушки, чувствуется влияние зрелых творений Джованни Беллини; в пользу Беллини говорит компоновка с расчленяющей фон частью стены, с поэтическим пейзажем и его крохотными фигурами, замкнутые формы портрета. Что же касается лиричности выражения, эмоциональных элементов, они, несомненно, свидетельствуют о влиянии Джорджоне и создают представление о художнике, учившемся у обоих мастеров.
Мадонна с младенцем, младенцем святым Иоанном и святым епископом.1510-е
Дерево,масло.
Размеры:45,5 - 51,3 см.
Инв.№6486