ФРАНЧЕСКО ФРАНЧА (РАЙБОЛИНИ)
Распятый Христос с Марией и святым Иоанном Евангелистом.1515-1517 гг.
Дерево, масло.
Размеры: 24 х 15,3 см.
Поступила из наследства графа Яноша Палффи, из его Пожоньского дворца, в 1912 году. До 1871 года находилась у парижского антиквара Моро.
Инв.№4259
Франча был не только замечательным художником, но и известным ювелиром. Эти два занятия часто сочетались у художников эпохи кватроченто. Ювелирное мастерство, требующее тонкой детальной разработки форм, повлияло на все творчество Франчи; детализирующая манера письма характерна как для ранних, так и для поздних его произведений. Однако в самом конце жизни Франча создал свое направление в живописи, свой живописный мир форм. Его обновившееся художественное зрение нашло выражение в маленьких, почти миниатюрных картинах. К ним относится и "Голгофа". Гармония красок, форм, композиция и вся манера исполнения этой картины свидетельствуют о том, что Франча понял, прочувствовал пленительные и совершенные сцены на открытом воздухе в произведениях Рафаэля. Художественно сливаясь с изображаемым, он смог выразить свою индивидуальность.
Святое семейство.Около 1510 г.
Тополь, масло.
Размеры:64 х 48,5 см.
Получена из наследства графа Яноша Палффи, из его Пожоньского дворца, в 1912 году. До 1892 года находилась в лондонском собрании лорда Дадли-Уорда, до 1896 года - у парижского антиквара Зедельмайера.В литературе, посвященной Франческо Франче, относительно мало места отводилось этой картине, как и вообще всем его поздним произведениям. Одной из жемчужин последнего, незаслуженно обойденного периода его творчества является эта миниатюрная, чуть больше ладони картина. Ее позднее происхождение в творчестве Франчи подтверждается и своеобразным композиционным решением. Здесь уже нет той строгой геометрической симметрии, которая была характерна для его произведений, созданных в XV веке: композиция немного спадает в сторону святого Иоанна. Это более свободное построение картины уже таит в себе черты искусства чинквеченто.
Инв.№4244
Голова святого Иосифа напоминает произведения Косты. Композиционный принцип очень прост, благословляющий жест младенца часто повторяется в картинах Франчи, посвященных мадонне. В прошлом столетии будапештское "Святое семейство" вместе с другой "Мадонной" находились в собственности лорда Дадли-Уорда. В 1854 году Вааген описал картины, упомянув, что на одной из них есть надпись и дата - 1495 год. В старой специальной литературе это описание было неправильно понято: так как эти картины перепутали, то полагали, что дата стоит на будапештской картине "Святое семейство", в результате чего будапештская картина была отнесена к более ранним произведениям Франчи. На самом же деле дата (1495 год) находилась на другой картине лорда Дадли-Уорда, которая тоже сохранилась, - это так называемая "Мадонна Гамбаро". В настоящее время она хранится в Нью-Хейвене (США) в Галерее Йейлского университета. Будапештская картина имеет вариант, сделанный в 1517 году (Лейпцигская галерея). Основное настроение поздних произведений Франчи определяется мирной созерцательностью, тихой мечтательностью его образов. Голубое небо с облаками в творчестве Франчи передает тихое, задумчивое настроение умбрийских мастеров.
Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем.Около 1500 г.
Дерево, масло.
Размеры: 57-43,7 см.