Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 21:23
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж андреа ди ванниРегистрацияВход
Меню сайта

 

АНДРЕА ди ВАННИ

 Вознесение Христа.1383-1385 гг.

Дерево, темпера.

 Размеры: 68-28 см. верх стрельчатый; фрагмент полиптиха Доска сильно изъедена жуком, отсутствует рельеф на готической арке в верхней части. На свитке в руках пророка Иеремии текст: Jeremias: Asendit ante eos pãdens iter (asedet enim pandes iter ante eos. — Иеремия: Перед ними пройдет стенорушитель. — Мих 2: 13).

Пост. в 1911, дар наследников графа Г. С. Строганова из его собр. в Риме.

 Инв.№ГЭ 290

Мк 16: 19; Лк 24: 51.

В пенакле — полуфигура пророка Иеремии. В верхней части произведения на золотом фоне Христос, который возносится не вертикально, как принято в подобных сценах, а по диагонали. Такое положение Спасителя Бернсон (1930/31) объяснял чисто композиционным решением, в то время как Мисс (1951) — ориентацией художника на искусство первой половины XIV в. В центре нижней части изображена Мадонна, по сторонам от нее — двенадцать апостолов (вместо одиннадцати, как указано в Евангелии от Марка и Луки). Возможно, Ванни предпочел не нарушать симметрию, поме- стив справа и слева по шесть человек. Расположение фигур и квадраты пола создают некоторое представление о глубине пространства, в котором находятся действующие лица. В коллекции Г. С. Строганова «Вознесение Христа» считалось произведением Бартоло ди Фреди (Muñoz 1911). Та же атрибуция у Бернсона (1909), в Кат. 1916 и у Липгарта (Кат. Липгарта). Позднее Бернсон (1930/31) приписал картину последователю Андреа ди Ванни. В Кат. 1958 вошла как произведение сиенской школы второй половины XIV в. Ныне существующая атрибуция была сделана Миссом (1951), поддержана Лазаревым (1959), Дзери (1961) и нашла отражение в Кат. 1976 и Кат. 1994. Мисс и Дзери отмечали типичную для художника архаизацию, отрицание индивидуальных ценностей как проявление тенденций сиенской живописи после «черной смерти» — эпидемии чумы 1348. «Вознесение Христа» — фрагмент полиптиха, частью которого было также «Воскресение Христа» (70 × 28; настоящее местонахождение не известно; ранее — собр. графа Ингенхейма; воспр.: Berenson 1968-I. Pl. 389). Это предположение было высказано Дзери (1961), он же полагал, что полиптих мог состоять из пяти частей, что встречается крайне редко. Дзери (1961) датирует эрмитажную картину 1355–1360, Чекки (1981) — 1360-ми, Бернсон (1968) — ок. 1383, Болонья (1969) — 1383–1385, временем пребывания художника в Неаполе, что представляется вполне убедительным. Болонья считал, что кроме «Воскресения Христа» и «Bознесения Христа» в состав того же полиптиха могли входить доски из галереи Коркоран в Вашингтоне. В результате реставрации, осуществленной Т. Д. Чижовой в 1989, открылась вся тонкость живописной гаммы. Достаточно упомянуть, что плащ второго апостола справа был освобожден от сплошной синей записи и вновь обрел замечательный первоначальный цвет — сочетание белого с золотом. Одежда первого апостола справа превратилась из коричневой в розовую. Стало видно, что пол — не однородная поверхность, а чередование зеленых и золотых квадратов.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024