ТИЦИАН
Иоанн Креститель. 1540 -1542 гг.
Холст, масло.
Размеры:201-119 cм.
Венеция, церковь Санта-Мария-Маджоре; в музее с 1807 г.
Инв.№314
EXHIBITION: Titian. Museo Nacional del Prado.Madrid. 6/10/2003 - 9/7/2003.
Автограф художника на этом полотне, которое раньше находилось в венецианской церкви Санта Мария Маджоре,можно увидеть справа от пресбитерия, над камнем, на который опирается левой ногой Иоанн.Вызывавшая восхищение современников, работа ценилась, в частности, благодаря ее рисунку и ,,колориту,, .Фигура Иоанна Крестителя,протянувшего руку в сдержанном жесте, написана на фоне спокойного пейзажа: земля словно омыта только что прошедшим коротким ливнем. Монументальность фигуры Иоанна, кажется, еще больше подчеркивается темной скалой, занимающей всю левую часть картины.Далекий от канонического изображения святого как страдающего мученика,Тициан представил его здесь человеком в полном сознании собственной значительности и силы.В мастерском использовании рисунка в соединении с хроматическим богатством некоторые усмотрели резкий ответ Тициана на полемику,инициированную тосканскими живописцами, обвинявшими венецианских художников в том, что они отдают предпочтение цвету и тональности, потому что не умеют рисовать.Это полотно имеет еще один вариант со значительными изменениями, выполненный Тицианом около 1565г. и находящийся в Эскуриале. Фигура святого была написана по предварительному рисунку исключительной выразительности, что показал рентгенографический анализ.
Введение Марии во храм.1534-1538 гг.
Холст, масло.
Размеры:335-775 см.
В коллекции с 1807 г.
Инв.№626
Картина предназначалась для зала Альберго Большого братства Санта Мария делла Карита, где находится и по сей день.Это самое масштабное полотно, созданное Тицианом.Композиционная схема позаимствована художником в процессе изучения выполненных Беллини и Карпаччо для других братств циклов, посвященных жизни святого Марка и святой Урсулы , где действие разворачивается на фоне или внутри архитектурных ансамблей, похожих иногда на реальные уголки города.У Тициана изображенный храм не соответствует ни одному из существующих зданий, скорее всего, мастер опирался на архитектурные решения, задуманные Себастьяно Серлио и Якопо Сансовито.Изысканная конструкция занимает почти всю правую часть полотна, а слева виден великолепный горный пейзаж: дым от пожарищ поднимается ввысь, символизируя девственность Марии, как неопалимая купина, явившаяся Моисею. Картину отличают удивительная целостность и уникальная цветовая палитра.Это фундаментальное произведение явилось важной точкой отсчета для творчества таких живописцев, как Веронезе и Тинторетто.Фигуры сидящей с корзиной яиц старухи,напоминающей няньку с картины Карпаччо ,,Приезд английских послов,, ,и изувеченного мужчины справа-являются символами иудаизма и античного язычества.
Пьета. 1575-1576 гг.
Холст,масло.
Размеры:353-347 см.
Венеция, Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари; церковь Сант-Анджело; в музее с 1814 г.
Инв.№400
Тициан создал эту картину для боковой капеллы церкви Деи Фрари,где он хотел быть погребенным.После смерти мастера от чумы в 1576г., унесшей жизнь и его любимого сына Орацио, полотно перешло в руки Якопо Пальмы Младшего, который дописал незавершенные места -ангела, держащего факел, и тимпан, -добавив надпись,,То, что Тициан оставил незавершенным, Пальма с благоговением довел до конца и посвятил произведение Богу,, .После смерти Пальмы полотно повесили в церкви Сант Анджело , где оно находилось до закрытия церкви, а затем было передано в Галерею.
Мадонна с младенцем.1560-1565 гг.
Холст, масло.
Размеры:124 - 96 см.
Происхождение:Милан, собрание Мазенты (док. 1616-1849), собрание Пинетти Мартиненго (1879-1916); коллекция Альбертини; в музее с 1981 года по завещанию Леонардо Альбертини.
Инв.№1359
EXHIBITION: Titian. Museo Nacional del Prado.Madrid. 6/10/2003 - 9/7/2003.
Архангелы Рафаил и Тобиас.
Дерево, масло.
Размеры: 170 - 149 см.
Происходит из венецианской церкви Санта-Катерина;Приобретение после наполеоновских репрессий, 1815 г.
Инв.№1325