Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 13:51
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж бернардино фунгаиРегистрацияВход
Меню сайта

 

БЕРНАРДИНО ФУНГАИ

Великодушие Сципиона Африканского.

Дерево, темпера, масло.

Размеры:62-166cм.Доска выгнута по горизонтали. Поверхность доски неровная: выемки, трещины, царапины. Под фигурами написаны имена: SPONSVS; LVCEIVS; SCIPIO; LVCEI FILIA Над фигурой, стоящей за троном Сципиона, надписано имя: LELIVS

Пост. в 1902 из собр. Ф. Руссова в Петербурге.

Инв.№ГЭ267

Тит Ливий. XXVI, 50.

Художник изобразил эпизод, когда римский полководец, Публий Корнелий Сципион (ок. 234 — ок. 183 до н. э.), прозванный Африканским, после взятия города Новый Карфаген вернул пленную девушку ее жениху, а выкуп, предложенный ее родителями, вручил жениху в качестве свадебного подарка. Следуя традиции, сложившейся в живописи на кассонах, Фунгаи объединил в одном пространстве три разновременные сцены. В центре римский полководец Корнелий Сципион Африканский возвращает пленную девушку ее жениху Аллуцию, а выкуп, передает ему в виде подарка к свадьбе. Слева Аллуций возглавляет всадников, отданных им в распоряжение Сципиона после проявленного полководцем великодушия. Справа воины ведут к Сципиону пленницу. При поступлении в Эрмитаж произведение сочли работой неизвестного умбрийского художника XV в. В каталоги 1907–1912 картина включена как произведение умбрийского художника XV в. школы Пинтуриккьо. То же определение — в каталоге выставки 1922. Согласно Липгарту (Кат. Липгарта), ныне существующая атрибуция принадлежит О. Сирену. Трактовка пейзажа и фигур действительно выдает влияние умбрийской школы, которое Фунгаи мог испытать в период работы в Сиене Пинтуриккьо (1508–1512). Исходя из этого, исследователи предполагают, что кассон выполнен в поздний период творчества Фунгаи — в 1512–1516. Парная к эрмитажной доска кассона со сценами из жизни Сципиона Африканского («Смерть Софонисбы») в настоящее время хранится в ГМИИ в Москве (инв. № 2677; 66 × 167). Принцип построения композиции тот же, повторена и фигура Сципиона, восседающего в центре на золотом троне. Борениус (1922) отнес к этой серии еще две доски с эпизодами из истории Сципиона Африканского из бывшего собр. У. X. Вудворда в Лондоне (судя по размерам — 58,1 × 69,2 и 61,6 × 71,7 — могли быть боковыми стенками сундуков). Бернсон (1968-II. P. 71) прибавил к серии еще одну доску — «Сципион на пьедестале среди римских сенаторов» (местонахождение не известно; см.: Berenson 1930–1931. P. 756). Уилсон (1995) считает, что весь цикл призван не столько прославлять добродетели, сколько проиллюстрировать эпизоды из жизни выдающегося человека. Согласно гипотезе Лабриола (1991), создание серии связано с рождением в 1507 Шипиона Киджи (см.: Dipinti e sculture 1991). Каллман (1996) приводит эрмитажную доску в качестве хорошего примера spalliera (расписной доски для украшения мебели). Лехович (см. каталог выставки: 2009 Prato) отметила, что ткани одежд на картине принадлежат к типу «сammino». Аналогичная ткань с симметричным бархатным узором хранится в собр. Эрмитажа (инв. № Т 680).

Мадонна с младенцем.

Дерево, темпера.

Размеры: 47-34 см.Доска выгнута по вертикали, с обратной стороны стесана с четырех сторон.

Пост. в 1926 из Строгановского дворца-музея в Ленинграде. Ранее: собр. графа П. С. Строганова в Петербурге, приобретена владельцем в Риме в 1855.

Инв.№ГЭ4136

В эрмитажной картине, как и во мно- гих других произведениях Фунгаи, повторяются одни и те же мотивы: узорчатые нимбы и подушка, птичка — символ спасенной души (см.: Heinz-Mohr 1972. S. 173–174), коралловые браслеты и бусы (согласно поверьям, коралл оберегал от «дурного глаза» — см.: Холл 1999. C. 307). В руке Христос держит сферу с крестом — символ могущества. В рукописном каталоге 1864 собр. графа П. С. Строганова картина числилась произведением Никколó Алунно (см.: Кузнецов 2001). Ваген (1864), описывая частные петербургские собрания, еще раз назвал имя Алунно, но уже со знаком вопроса. В Описи Строгановского дворца 1922 картина значится как работа Алунно. В инвентарь Эрмитажа внесена как произведение неизвестного мастера XV в. В Кат. 1958 и Кат. 1976 включена как работа школы Пинтуриккьо, возможно Франческо Меланцо. Влияние Пинтуриккьо ощутимо в творчестве Фунгаи, которому Кроу и Кавальказелле (1864, 1914) приписали в свое время петербургскую «Мадонну с Младенцем». Атрибуция была поддержана М. Грегори (устно, 1985) и принята автором данного каталога (со знаком вопроса), что нашло отражение в каталоге выставки 1989 и в Кат. 1994. Дальнейшее изучение картины и сравнение ее с работами Фунгаи привели к выводу, что композиция создана самим Бернардино. Как произведение Фунгаи «Мадонна с Младенцем» экспонировалась на выставке «Сны готики и Ренессанса» в 2002.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024