Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 13:38
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж винченцо фоппаРегистрацияВход
Меню сайта

 

ВИНЧЕНЦО ФОППА

Архангел Михаил.

Створка полиптиха. Доска слегка выгнута. На нимбе надпись: SANCTVS MICH… ANGELVS INTER… (Cвятой Михаил ангел зас[тупник]).

Дерево, темпера.

Размеры:91-34см.

Пост. в 1921 из ГМФ. Ранее: собр. Н. К. Рериха в Петербурге; собр. полковника Моджардини во Флоренции (согласно надписи мелом, имевшейся ранее на обороте доски с изображением св. Михаила: «Cav. Mogiardini collonel lungarno Soderini Firenze» — «Кав. Моджардини полковник, набережная Содерини Флоренция»). Выданы в «Антиквариат» в 1929 (как работы неизвестного художника XVI в.), затем возвращены в музей.

Инв.№ГЭ7773

Архангел Михаил — ангел-хранитель, святой воинствующей церкви — изображен традиционно: он побеждает сатану, извивающегося под его ногами в виде получеловека-полузмеи. Михаил закован в латы, за плечами крылья, в одной руке меч, в другой — весы для определения тяжести человеческих грехов. О борьбе Михаила со злом говорится в книге Апокалипсиса (12: 7–9).

Створки полиптиха поступили в Эрмитаж как произведения неизвестного ломбардского мастера XV в. Затем их стали считать работой круга Бергоньоне. В Кат. 1958 и Кат. 1976 картины включены как работы школы Фоппа, а в Кат. 1994 — как собственноручные произведения мастера. Атрибуция была сделана Всеволожской (1981) на основании сопоставления с такими бесспорными картинами Фоппа, как «Св. Екатерина и Св. Агнесса» (Музей искусств Уолтерс, Балтимор). Она же первая обратила внимание на сходство «Св. Стефана» и «Архангела Михаила» со «Св. Домиником» из частного собр. в Бергамо (в настоящее время — частное собр., Дюссельдорф). В дальнейшем Медика (1986) доказал, что упомянутый «Св. Доминик» (89 × 35,5), а также «Иоанн Креститель» (90 × 32) из того же дюссельдорфского собр. составляли вместе с эрмитажными досками один полиптих. Совпадают размеры, золотые нимбы, свет во всех случаях падает справа, на одном уровне расположен парапет за фигурами святых, как бы находящихся в едином пространстве. Медика cчел, что створки были выполнены во временя пребывания Фоппа в Генуе для полиптиха, заказанного художнику аббатом монастыря в Моримондо, Джованни Баттиста Маллетта, примерно в 1462. Медика отметил, что сочетание ломбардских традиций с нидерландскими влияниями молодой брешианец воспринял благодаря изучению им искусства Донато де’Барди, и в качестве прототипа фигуры св. Стефана исследователь назвал «Св. Стефана» Донато из собр. Чиконья Моццони в Милане. В центре полиптиха должна была находиться Мадонна с Младенцем, на которых указывал Иоанн Креститель. Де Флориани (1991) высказала мнение, что центральной частью алтаря могла быть «Мадонна с Младенцем, ангелами и донатором Джованни Баттиста Маллетта» (Университетский музей искусств, Принстон; 75 × 46). Исследовательница указала на тесную временнýю и стилистическую связь всех частей памятника. Она считает, что размер американской картины, впоследствии обрезанной со всех сторон, составлял примерно 115/120 × 50, что соответствует соотношению центральной и боковых досок, принятому в лигурийских полиптихах второй половины XV в. Де Флориани подчеркнула, что донатор на принстонской картине облачен в белую рясу, цвета ордена чистерианцев, к которому принадлежал Маллетта, и что ранее на картине имелась дата — 1462. К мнению, что принстонская «Мадонна с Младенцем» и доски с изображением святых из Эрмитажа относятся к алтарю, заказанному аббатом Маллетта в 1462, склоняется и Балцарини (1996). Однако есть мнение, что Фоппа создал для Маллетта не весь полиптих, а одну картину (находящуюся теперь в Принстоне) и была она заказана для фамильной капеллы в Санта Мария дель Кармине в Павии (см. каталог выставки: 2002 Brescia. N 27). С полиптихом, выполненным Фоппа в 1462, Натале сопоставил створки «Св. Сиро» и «Св. Павел» из Института искусств в Миннеаполисе (см.: Natale 1982. P. 92). Суйда, первым опубликовавший дюссельдорфские створки «Св. Доминик» и «Иоанн Креститель», счел, что они предназначались для капеллы Баттисты Спинола в генуэзской церкви Сан Доменико, позднее разрушенной, и датировал доски началом 1470-х (Suida 1924. P. 210–215). Точка зрения Суйды была принята большинством исследователей. В частности, Дж. Романо (см. каталог выставки: 2002 Brescia. N 22) писал: «Четыре доски (эрмитажные и дюссельдорфские. — Т. К.)… вполне вероятно, те самые, которые Фоппа выполнил для Сан Доменико по заказу Баттиста Спинолы, работа, отмеченная еще в документах 1485 и 1486 годов из-за своего высокого качества». Романо датировал доски примерно 1460. Дата 1460–1462 для эрмитажных досок представляется вполне убедительной, что касается имени заказчика, то точка зрения, высказанная Медика и поддержанная Де Флориани, кажется наиболее обоснованной. Предполагают, что завершением полиптиха в центре служила доска с «Мертвым Христом, поддерживаемым ангелом» (частное собр., Милан; см. каталог выставки: 2002 Brescia. N 21).

Святой Стефан.

Створка полиптиха. Доска слегка выгнута. На нимбе надпись: SANCTVS STEFANVS PROMARTIRVS (Святой Стефан первомученик).

Доска, темпера.

Размеры:89-34см.

Пост. в 1921 из ГМФ. Ранее: собр. Н. К. Рериха в Петербурге; собр. полковника Моджардини во Флоренции (согласно надписи мелом, имевшейся ранее на обороте доски с изображением св. Михаила: «Cav. Mogiardini collonel lungarno Soderini Firenze» — «Кав. Моджардини полковник, набережная Содерини Флоренция»). Выданы в «Антиквариат» в 1929 (как работы неизвестного художника XVI в.), затем возвращены в музей.

Инв.№ГЭ7772

Св. Стефан изображен без своего главного атрибута — камня (по легенде был забит до смерти камнями). В остальном иконография традиционна: святой представлен юным, безбородым, в облачении дьякона. В левой руке держит книгу, в правой — пальмовую ветвь, символ мученичества.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024