ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ
Мадонна с младенцем под яблоней.
Холст, масло. Переведена с дерева.
Размеры:87-59 см.
Пост. до 1859 г.
Инв.№ГЭ684
Символика этой картины связана с христианским догматом о грехопадении и спасении рода человеческого: младенец Христос держит в руках яблоко и хлеб как символ искупления первородного греха ценою своей плоти. Богоматерь выступает здесь как вторая Ева, искупившая грех прародительницы рода человеческого. Это тип протестантской Мадонны, олицетворяющей истинную земную церковь. Великолепная панорама с гладью озера и синеющей у горизонта цепью гор напоминает о том, что Кранах - один из создателей жанра пейзажа в западноевропейской живописи. Красочная гамма, построенная на сочетании красного и золотисто-желтого цветов с изумрудно-зеленым и холодно-голубым, свидетельствует о замечательном колористическом даровании художника.
Женский портрет(поясной).1526 г.
Дерево, масло.
Размеры: 88,5-58,6 см.
Пост. до 1797 г.
Инв.№ГЭ683
В "Женском портрете" Лукаса Кранаха Старшего, одного из наиболее значительных мастеров немецкого Ренессанса, некоторое время хотели видеть изображение принцессы Сибиллы Клевской, невесты Иоганна-Фридриха Саксонского. Известная своей красотой, она блистала при дворе саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Но скорее всего, портрет изображает не конкретную личность, а воплощает представление Кранаха об идеальной женской красоте. Подобный тип молодой дамы часто встречается в творчестве Кранаха начиная со второго десятилетия XVI в.: овальное, заостряющееся к подбородку лицо, слегка раскосые глаза, маленький рот. Мастерски обыгранное художником сочетание красных и зеленых тонов придает колориту изысканность. Прихотливая извилистая линия очерчивает золотые украшения, вьющиеся кудри, детали костюма и элегантной шляпы. Дополняет произведение пейзаж, открывающийся за темным занавесом. Возможно, изображена конкретная местность.
Венера и Амур.1509 г.
Холст, масло.Переведена с дерева.
Размеры: 213-102 см.
Пост. между 1763 и 1774 гг.
Инв.№ГЭ680
Картина являлась первым на севере Европы изображением богини любви обнаженной (до этого так изображали только Еву), а также первым в творчестве Кранаха живописным произведением на тему античной мифологии. Интерес к искусству итальянского Ренессанса соединяется в картине со строгой религиозной моралью немецкого гуманизма. Латинская надпись предостерегает: "Всеми силами гони Купидоново сладострастие,/ Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера." Автором двустишия был, вероятно, кто-то из виттенбергских гуманистов, друзей художника. Мастер отказался от сложной разработки цвета, подчеркнув пластическую лепку тел, монументально выступающих на черном глухом фоне. Единственные яркие пятна - бирюзовые бусы на шее Венеры и красные у Амура. Удлиненные пропорции тела Венеры, своеобразная текучесть контура предвещают характер образов, типичных для более поздних работ художника. "Венера и Амур" - шедевр раннего периода творчества Кранаха.
Портрет Альбрехта Бранденбургского в кардинальском облачении 1526 г.
Холст, масло.Переведена с дерева.
Размеры: 40-24,5 см.
Пост. до 1797 г.
Инв.№ГЭ686
Кардинал Альбрехт Бранденбургский (1490-1545) - курфюрст, архиепископ Майнцский и Магдебургский, известный политический деятель эпохи Реформации, примас (глава) католической церкви в Германии, меценат. Кранах, возможно, никогда его не видел и пользовался гравюрой Дюрера (1520). Сохранилось четыре поясных портрета кардинала кисти Кранаха. Эрмитажный - один из лучших. Альбрехт изображен в красной кардинальской шапочке, в богатой черной шубе с меховым воротником. На гладком зеленом фоне помещен герб кардинала. Спокойная композиция, важная поза, надменный взгляд - все создает величественный и в то же время очень индивидуальный образ. Портрет кардинала Альбрехта свидетельствует о некотором безразличии художника к тому месту, которое занимал заказчик в религиозной борьбе тех лет. Ни дружба с Лютером и его единомышленниками, ни место придворного художника саксонских курфюрстов, которые возглавляли коалицию реформистки настроенных князей, не помешали Кранаху работать для деятелей католической церкви.
Портрет рыцаря с двумя сыновьями.
Левая створка алтаря.
Дерево, масло.
Размеры: 32,5-12,5 см.
В коллекциях с 1920 г., поступ. из Шуваловского дома-музея в Петрограде.
Инв.№ГЭ5452
Внизу герб рода Шоттов фон Шоттенштейн.На обороте изображение св. Франциска, выполненное другим художником.
Портрет Меланхтона.1532-1533 гг.
Дерево, масло.
Размеры:19,5-14 см.
Поступила в 1946 г. Дар Г.С. Серого.
Инв.№ГЭ8601
Портрет Лютера. 1532-1533 гг.
Дерево, масло.
Размеры:19,5-14 см.
Поступила в 1946 г. Дар Г.С. Серого.
Инв.№ГЭ8600
ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ, школа
Младенец Христос.XVI в.
Дерево, масло.
Размеры:36-23 см.
Поступила в 1922 г. Передана из Кушелевской галереи Академии Художеств.
Инв.№ГЭ3759
ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ, круг
Адам и Ева.XVI в.
Холст, масло.
Размеры: 70-51,6 см.
Поступила в 1937 г. Передана из ЛГЗК. Приобретена из собрания Тисс.
Инв.№ГЭ8295