ЖАК д АРТУА
Лесной пейзаж с погонщиками коров на дороге. Между 1650-ми и 1670-ми.
Холст, масло.
Размеры:115-146 см.
Приобретен до 1859 г.; в XIXв.-дворец в Гатчине близ Петербурга; в 1932 возвращена в Эрмитаж.
Инв.№ГЭ8678
В Опись 1859 и инвентарную опись Эрмитажа картина была внесена как работа Корнелнса Хейсмаиса. В 1969 Ф.Бодуэн (устно) предположил, что ее автором является Лукас Ахтсхеллинк. Принадлежность картины к брюссельской школе подтвердила и Н. Ф. Смольская, приписав ее в 1970 (устно) Игнацу вап дер Стоку. С этой атрибуцией картина демонстрировалась на выставке 1983 в Токио. Пейзаж представляет собой уменьшенный вариант «Лесного пейзажа» работы Жака д' Артуа (Музей изящных искусств, Гент, инв. № 1882- Е; холст, масло. 134 х 239). По стилю он также очень близок к подписным работам дАртуа «Лесное озеро с охотниками» (Музей Ринглинг, Сарасота,Флорида, США, инв. № SN 247) и «Лесной пейзаж» (Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель, инв. № 4763) и может быть отнесен к среднему периоду творчества художника, то есть ко времени между 1650-ми и 1670-ми.
Пейзаж в окрестностях Брюсселя.
Подписана.
Дерево, масло.
Размеры:59-86,5 см.
Пост. в 1770; привезена в Петербург в 1745 в составе коллекции, купленной Г.К.Гроотом в Праге; до 1770- Екатерининский дворец, Царсое Село; 1770- ок.1859 - Эрмитаж; затем Царское Село, откуда в 1933 возвращена в Эрмитаж.
Инв.№ГЭ7463
В рукописные каталоги Эрмитажа картина была внесена как «Пейзаж с фигурами и городом вдали», а в Кат. 1958 — как «Пейзажс пастухом и стадом». Настоящее наименование впервые введено в Кат. 1981. По стилю «Пейзаж в окрестностях Брюсселя» наиболее близок к исполненной дАтруа совместно с Д. Тенирсом Младшим картине «Портретная группа в пейзаже» (Музей Фабр, Монпелье), которую Лакамбр предположительно датировал 1650-мн (Foucart-Lacambre 1977. Р. 28.№ 183). Исполнена возможно, в эти же годы.
ЖАК д АРТУА
Пейзаж. Не ранее 1678 г.
Холст, масло.
Размеры: 59-78 см.
Приобрет. в 1914 г. из собр. П.П.Семенова-Тян-Шанского в Петербурге.
Инв.№ГЭ2892
Семенов-Тян-Шанский (1906) предположил, что фигуры на картине исполнил Петер Баут, и на этом основании датировал «Пейзаж» не ранее 1678 — временем начала сотрудничества Баута с д'Артуа. Стилистические особенности картины не противоречат такой датировке. Авторство Баута в исполнении фигур может быть подтверждено сопоставлением с такими работами художника, как «Скотный рынок» (Баварские государствопные собраппя, Мюнхен). «Деревенский базар с балаганом» (подписана Баутом и датирована 1676; Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель, инв. .N» 4350) и «Деревенская ярмарка» ( подписана Баутоми датирована 1686; Королевский музей изящных искусств,Антверпен, инв. № 27).