Кавалер д Арпино (ДЖУЗЕППЕ ЧЕЗАРИ)
Ангел-хранитель.
Холст (переведена с дерева), масло.
Размеры: 51-38 см.
В коллекциях музея с 1922 г. Ранее:собрание графа Мусина-Пушкина-Брюса; передана в Музей Академии художеств в Петербурге в 1836 г. по распоряжению Николая I.
Инв.№ГЭ3578
Мф 18: 10.
Атрибуция картины традиционная. Подтверждается сравнением с такими работами мастера, как «Св. Себастьян» (церковь деи Джероламини, Неаполь), «Иоанн Креститель в пустыне» (Галерея Боргезе, Рим. 33 × 26). В этих картинах повторен тот же тип лица, что у ангела-хранителя, сходным образом проработаны формы рук, ног и складок одежды.
Кавалер д Арпино (ДЖУЗЕППЕ ЧЕЗАРИ) (?)
Святая Клара при осаде города Ассизи.
Дерево,масло.
Размеры: 37-45 см.Горизонтальная трещина проходит посередине через всю доску. С тыльной стороны доска заклеена полосами холста.
Приобр. в 1770 г. из собр.Франсуа Троншена в Женеве.
Инв.№ГЭ1545
Клара Ассизская (1193–1253) — первая женщина последовательница Франциска Ассизского. Основательница ордена кларисс. Была канонизирована папой Александром IV в 1255. Изображен момент легенды, когда после взятия города Ассизи войсками сарацинов Клара вышла в окружении монахинь из монастыря с дарохранительницей в руках. При виде облатки для причастия неприятельская армия обратилась в бегство (Kaftal 1965. Р. 293). В собр. Троншена и во всех каталогах Эрмитажа картина считалась произведением д’Арпино. Рёттген (1973, 2002) приписал ее кисти Марцио Ганассини, указав, что многие небольшие батальные сцены, в области которых специализировался этот мастер, неправильно приписывались Джузеппе Чезари. В галерее Боргезе в Риме хранится «Обращение Савла», близкое по стилю эрмитажной картине. В каталог галереи оно включено как приписываемое д’Арпино (со знаком вопроса) (Della Pergola 1959. Vol. 2. P. 66). Рёттген считает римскую картину также принадлежащей кисти Марцио Ганассини.