ДЖОАККИНО АССЕРЕТО
Поругание Христа. 1640-е
Холст, масло.
Размеры: 163-125,5 см.
В коллекциях с 1922г. Ранее: собрание графа Н.А. Кушелева-Безбородко; Музей Академии художеств в Петрограде.
Инв.№ГЭ 4359
Мф 27: 28–30; Мк 15: 17–19.
В Кат. Кушелева-Безбородко (1851) названа «Истязание Спасителя» генуэзской школы. В Академии художеств значилась работой неизвестного художника неаполитанской школы. При поступлении в Эрмитаж картину снова отнесли к генуэзской школе. Определена Всеволожской (1986) как произведение Джоаккино Ассерето на основании близости к одноименному полотну его работы в Палаццо Бьянко, Генуя (построение композиции, типаж персонажей, моделировка обнаженного тела, колорит). Эрмитажная картина несколько уступает генуэзской в качестве живописи.
Благословление Иакова.1640-е
Холст, масло.
Размеры: 130.5-177.5 см.
Приобретена в 1769г. из собрания графа Брюля, Дрезден.
Инв.№ГЭ1457
Быт 27: 1–29.
В собр. Брюля картина считалась произведением Хосе де Риберы, сохраняла эту атрибуцию в Эрмитаже в XIX в. Это объясняется близостью композиционного решения с полотном Риберы на тот же сюжет, 1637 (Музей Прадо, Мадрид). Липгарт (1910) приписал ее Матиасу Стомеру (Стому). Майер (1923) назвал работой Луки Джордано и вариантом одноименного полотна в Галерее Харрах (Popay, Австрия). Лонги (1926) определил эрмитажную картину как произведение Ассерето; аналогичную композицию из музея Аугсбурга (ныне в Старой Пинакотеке, Мюнхен) он расценил как копию с петербургской (ранее приписывалась Бернардо Строцци). Датировать картину следует 1640-ми: именно в этот период Ассерето часто обращался к темам из Библии, позволявшим создавать произведения с небольшим числом персонажей. В полуфигурных композициях «Трапеза в Эммаусе » (частное собр., Генуя), «Продажа первородства» (Палаццо Бьянко, Генуя), как и в эрмитажном «Благословении Иакова», ощущается воздействие караваджистов. Так как картина некоторое время находилась вне стен Эрмитажа, она не вошла в Кат. 1863 — Cat. 1909.