ПУССЕН НИКОЛА (1594-1665) NICOLAS POUSSIN
Жан Пэн. Автопортрет Никола Пуссена.1649г. Государственный Эрмитаж. Инв.№ ОГ272370
Пуссен,Никола (Poussin,Nicolas) родился в 1594 году Анделиз Нормандия, умер в 1665 году в Риме. Живописец. Его первым наставником был малоизвестный странствующий живописец Кантен Варен. В 18-летнем возрасте Пуссен отправился в Париж с намерением продолжить образование. Обучался в мастерских Ноэля Жувене и портретиста Фердинанда Эля. Случай свел его с хранителем королевских художественных коллекций Александром Куртуа, который познакомил его с творчеством многих больших мастеров, в частности с Рафаэлем и Джулио Романо. В 1624 г. Пуссен -в Италии. В Риме он встретил кавалера Марини и был представлен племяннику папы Урбана VIII кардиналу Франческо Барберини. Однако Марини уехал в Неаполь и вскоре там умер, а Барберини в качестве папского легата отправился во Францию. Пуссен остался без покровителей в весьма затруднительном материальном положении. Вместе со скульптором Франсуа Дюкенуа он изучал античное искусство, архитектуру, законы перспективы и светотени, анатомию, увлекся скульптурой, постигал творчество Тициана, Доменикино, Карраччи, теоретические труды Альберти и Дюрера. В 1630 г. Пуссен женился и на приданое жены купил дом на Монте Пинчо (напротив жил Клод Лоррен) и поселился в нем вместе с женой и ее 16-летним братом Гаспаром Дюге, ставшим его учеником. В 1632 г. он был принят в члены римской Академии Св.Луки. В 1640 Пуссена вызвал кардинал Ришелье для работы во Франции, его встретили большими почестями: он был представлен Людовику XIII. Вскоре получил звание первого живописца короля, и под его руководство перешли все декоративные работы в королевских дворцах. В 1643 уехал в Рим в следствии обострившихся противоречий с соперничающими художниками. Последовавшая вскоре кончина кардинала Ришелье, а затем и Людовика XIII, лишили его последних иллюзий на возвращение. В своем творчестве Пуссен обращался к темам из Библии, античной истории, мифологии. Изображаемые сцены часто помещены в тщательно исполненные пейзажи.
Работы художника
- лувр париж
- музей конде замок шантийи
- музей феша аяччо,корсика
- канский музей изящных искусств
- музей фабра монпелье
- музей изящных искусств в руане
- берлинская картинная галерея
- старая пинакотека мюнхен
- дрезденская картинная галерея
- штеделевский художественный институт
- кассельская картинная галерея
- государственный музей нижней саксонии
- государственный художественный музей в карлсруэ
- национальная галерея лондон
- национальная галерея шотландии
- далиджская картинная галерея
- музей эшмола
- художественная галерея уокер ливерпуль
- брайтонский музей и художественная галерея
- национальная галерея ирландии
- чатсуорт-хаус
- институт изящных искусств барбера бирмингем
- национальная галерея вашингтон
- бостонский музей изящных искусств
- музей гетти лос-анджелес
- метрополитен-музей нью-йорк
- художественный музей филадельфии
- художественный музей кливленда
- чикагский институт искусств
- гарвардский художественный музей
- художественный музей нельсона-аткинса, миссури
- художественный музей школы дизайна род-айленда
- институт искусств миннеаполис
- художественный музей кимбелл,техас
- детройтский институт искусств
- вустерский музей искусств,массачусетс
Все разнообразие художественных ориентаций молодого Пуссена( ранне-римский период) может быть сведено к одному принцыпу и в силу этого обнаруживает систематический характер.Характерно следующее: произвед. на сюжеты, почерпнутые из мифологии и лит-ры, связаны, по преимуществу ,с ориентацией на Ренессанс в венецианском варианте( влияние Тициана, в меньшей степени- Веронезе). Религиозные сюжеты ,чаще всего облекаются в формы, специфически присущие искусству барокко и караваджизма.Историч. мотивы получают выражение в классически строгих композициях, аналогию которым могли бы составить композиции Доменикино.
Библиография:
ГликманА.С. Никола Пуссен.Л.,1964; Bellori G.B. Le vite dei pittori, scultori e architetti moderni. Roma,1728; Felibien. V.2.P.309-442; Rosenberg P.,Prat L.-A. Nicolas Poussin, 1594-1665. Paris,1994.N189.
XI(37)