Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 23.04.2024, 16:22
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная себастьян бурдонРегистрацияВход
Меню сайта

 

СЕБАСТЬЯН БУРДОН

Август перед гробницей Александра Македонского.Конец 1650-х нач.1660-х гг.

Холст, масло.

Размеры: 44,5-56,5 см.

В коллекциях музея с 1772г., приобр. из собр. барона Л.А.Тьера в Париже. Ранее: 1709-собр. Ж.-Б.Буайе д Агиля в Экс-ан-Провансе; с 1755- собр. Л.А.Кроза, у наследников которого в 1772 приобретена Екатериной II

Инв.№ГЭ2111

Сюжет этой картины взят из произведения римского писателя Светония "Жизнь двенадцати цезарей". В главе, посвященной Августу, рассказывается о том, как во время завоевательного похода в Египет в осажденной им Александрии император посетил место захоронения Александра, велел вынести его гроб из святилища и, в знак почтения, возложил золотую корону на голову великого полководца и осыпал его тело цветами. Бурдон очень серьезно подошел к тому, чтобы достоверно передать атмосферу события: изображенный на втором плане слева ликтор (почетный страж при высших должностных лицах в Древнем Риме) держит в руках фасции?связку прутьев с обоюдоострой секирой, перевязанную ремнями-атрибут царской власти, чуть далее, на фоне арки, выделяются знаки римских когорт. Скульптура поднявшейся на дыбы лошади вызывает в памяти легендарного коня Александра Македонского Буцефала. Среди персонажей, находящихся у левого края картины художник изобразил самого себя. Закутанный в плащ, со сложенными на груди руками, он спокойно взирает на происходящее событие, не принимая в нем никакого участия

Венера и Эней.Конец 1650-х -начало 1660-х гг.

Холст, масло.

Размеры: 45,5-54,5 см.

Приобр. в 1772г. из собр.Кроза в Париже.

Инв.№ГЭ2112


 

Сюжет картины заимствован из "Метаморфоз" Овидия (X:529-589). После многочисленных испытаний троянский герой Эней и его спутники достигли италийской земли. Местный царь Латин готов был отдать в жены Энею свою дочь Лавинию, однако Энею пришлось вступить в борьбу с вождем племени рутулов Турном, также претендовавшим на руку Лавинии. Эней победил в поединке Турна и совместно с латинами основал Римское государство. Бурдон изобразил тот момент, когда мать Энея богиня Венера передает ему оружие во время битвы. Характер композиции и живописное исполнение картины свидетельствуют о влиянии Пуссена.

Иаков зарывает идолов в землю под Сихемским дубом.

Холст, масло.

Размеры: 95-129 см.

Пост. в 1931 из Антиквариата. Ранее: 1792- собр. Франсуа-Мишеля Аранка де Преля в Париже; 1792-1801- собр. Франсуа-Антуана Робита в Париже; 1801-1805- собр.Армана-Жана-Батиста Морэна в Париже; в 1805 приобретена Ф.Лабенским в Париже для имп. Марии Федоровны; в 1805-1930- Павловский дворец; в 1930 выдана в Антиквариат.

Инв.№ГЭ7481

Быт 35: 1-4.

Согласно библейскому тексту, сыновья Иакова, чтобы отомстить за свою сестру Дину, обесчещенную сыном правителя Сихема, разграбили город, умертвили всех его жителей и вместе с остальным имуществом взяли чужих богов. Иаков, возмущенный поступком Симеона и Левия приказал своим людям бросить богов и очиститься. "И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема". (Бытие 35, 4) Выбор этого достаточно редкого сюжета, не раз повторяющегося у Бурдона, возможно, связан с вероисповеданием художника. Монпелье, его родной город, оплот протестантской веры на юге Франции, во время возобновления гонений на гугенотов был захвачен королевскими войсками и многие жители покинули его. Вероятно, Бурдон видел в истории Иакова аналогию с положением своим и своих единоверцев. Решение отречься от чужих идолов и воздвигнуть алтарь "Богу, Который услышал меня в день бедствия моего" должно было быть очень созвучно настроениям протестантов, упорно сохранявших свою веру среди католического окружения. Отличительной особенностью Бурдона как живописца была его поразительная эклектичность. В картине еще ощущается влияние Джованни Бенедетто Кастильоне, но в то же время уже заметно стремление художника следовать принципам классицизма в построении композиции. Действие сосредоточено на первом плане, пространство ограничено кулисой в виде дерева и египетской пирамиды. При общем взволнованном движении фигур, выражение чувств сдержанно. Цветовое великолепие ансамбля, написанное в холодном колорите, подчеркнутая элегантность трактовки фигур как нельзя лучше соответствовали запросам любителей живописи времен кардинала Мазарини.

 Избиение младенцев. Начало 1640-х гг.

Холст, масло.

Размеры:126-177 см.

Пост. в 1779 из собрания Р.Уолпола в имении Хоутон-Холл, Норфолк. Ранее: в 1736- собр. Р.Уолпола на Даунинг-стрит в Лондоне, позднее- в Хоутон-Холле.

Инв.№ГЭ1223


 

Согласно Евангелию от Матфея (Мф 2:1-12), царь Ирод, узнав от волхвов, что в Вифлееме родился младенец, которому предназначено стать Царем Иудейским, приказал уничтожить всех младенцев в возрасте до двух лет, рожденных в этом городе. Основным мотивом создания картины послужило, вероятно, желание художника дать ответную реплику на одноименное произведение Шарля Лебрена 1647 г. (Далич, Картинная галерея колледжа). Картина является одной из самых сложных по композиции в творчестве Бурдона. В построении пространства, в пластике фигур заметно влияние Никола Пуссена, таких его произведений, как "Сбор манны" (Париж, Лувр) и "Похищение сабинянок" (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Событие прочитывается зрителем последовательно, взгляд перемещается от одной группы к другой по направлению к центру произведения. Действие разворачивается на фоне величественных сооружений, четкость и простота геометрических форм которых вносит в композицию дополнительную ясность.

Смерть Дидоны . Около 1637-1640 гг.

Холст, масло.

Размеры:158.5-139.5 см.

Пост. в 1772 из собр. Л.-А.Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: до 1740-собр. П.Кроза; 1740-1750- собр.Л.-Ф.Кроза, маркиза дю Шателя; 1751- собр. Ж.А.Кроза, барона де Тюньи; с 1751- собр.Л.-А.Кроза, у наследников которого в 1772 приобретена  Екатериной II. 

Инв.№ГЭ1247

Сюжет картины взят из "Энеиды" Вергилия (IV, 665-705). Царица Дидона, основательница Карфагена, полюбила троянского героя Энея. Плененный красотой Дидоны, Эней был готов навсегда остаться с возлюбленной, но ведомый своим предназначением - основать Рим и Италийское царство, - он покинул ее. Потрясенная коварством Энея, Дидона покончила с собой, предсказав вражду Карфагена с Римом. Бурдон изобразил тот момент, когда Дидона, взойдя на костер, пронзила себя кинжалом. Рядом с ней потрясенные слуги и домочадцы, а вдалеке в море видны белые паруса удаляющихся кораблей Энея. Парка, обрезающая прядь волос Дидоны, олицетворяет судьбу, обрывающую нить человеческой жизни. Бурдон работал под непосредственным влиянием Никола Пуссена и принадлежал к классицистическому направлению. Однако данная картина с ее динамичной композицией и аффектацией в передаче чувств выполнена в традициях искусства барокко. Легкие коричневатые и серебристые рефлексы на одеждах и облаках, создающие впечатление подвижности воздуха, свидетельствуют об увлечении художника в этот период венецианской живописью.

Неопалимая купина.1642-1645 гг.

Холст, масло.

Размеры: 137-107 см.

Пост. в 1919 г. из ГМФ. Ранее: собр. графа И.П.Балашова, вице-президента ОПХ в Петрограде.

Инв.№ГЭ6118

Исх 3:2-5.

На творчество Себестьяна Бурдона заметный отпечаток наложило его вероисповедание - постоянное внутреннее противо поставление протестантизма, принадлежность к которому ему приходилось скрывать, католическому окружению. Это отразилось на выборе сюжетов из Священного Писания. Пастух Моисей, пасший стада в Хоривских горах, увидел ангела в пламени горящего тернового куста. Когда же он подошел поближе, чтобы посмотреть, отчего куст горит, но не сгорает, то из самой сердцевины огня к нему воззвал Бог и открыл ему Свое имя, сделав Своим избранником. Господь дал Моисею указание идти к фараону и вывести из Египта угнетенных сынов Израилевых. Моисей закрыл лицо руками, ибо боялся смотреть на Бога. В картине проявляется опосредованное влияние работ Рафаэля, которое происходит от увлечения Бурдона в этот период творчеством Пуссена, а через него и творениями великого урбинца. Бурдон использовал композицию фрески Рафаэля "Моисей перед горящим кустом" на своде станцы Гелиодора в Ватикане, а поза Моисея заимствована им с гравюры Рафаэля "Неопалимая купина". Тонкая фактура живописи и мягкая прорисовка фигур позволяют датировать полотно 1642-1645 гг.

Иаков зарывает идолов в землю под Сихемским дубом.

Холст, масло.

Размеры:100-140 см.

Пост. в 1779 из собрания Р.Уолпола в имении Хоутон-Холл, Норфолк. Ранее: 1736- собр. Р.Уолпола на Гроссвенор-стрит в Лондоне, позднее- в Хоутон-Холле. В 1854 передана в ИАХ, в 1922 возвращена в Эрмитаж

Инв.№ГЭ3682

Быт 35: 1-4.

Мидас возвращает Силена Вакху.

Холст, масло.

Размеры: 50-85 см.

Пост. в 1811-1812 (занесена в инвентарь в 1814) при посредничестве Доминик-Виван Денона; с 1854 находилась в Гатчинском дворце; в 1926 возвращена в Эрмитаж и тогда же передана  в Музей АХ;  в 1930 возвращена в Эрмитаж.

Инв.№ГЭ6420

Овидий. Метаморфозы,XI,90-100.

Караульня.1637 г.

Холст, масло.

Размеры:49-34 см.

Пост. в 1770 из собрания Ф.Троншена в Женеве. В первой половине XIX в.- в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге; с 1863 находилась в Гатчинском дворце; после 1928 выдана в Антиквариат, не продана и в 1931 возвращена в Эрмитаж. Ранее: с 1761 собр. Ф.Троншена в Женеве.

Инв.№ГЭ6895

СЕБАСТЬЯН БУРДОН(?)

Путники у трактира.

Холст, масло.

Размеры:51-64 см.

Пост. между 1783 и 1785 гг.

Инв.№ГЭ2129

СЕБАСТЬЯН БУРДОН,круг.

Елеазар и Ребекка.

Холст, масло.

Размеры:64-78,5 см.

Пост. в 1923 из ГМФ.Ранее: собр.Альбериго XII д Эсте в Милане; в нач.XX в.- собр.графини С.В.Паниной в Санкт-Петербурге. В июле 1929 выдавалась в Антиквариат.

Инв.№ГЭ6779

Быт 24:15-22.

Нахождение Моисея.

Холст, масло.

Размеры:45-65,5 см.

Пост. до 1797. С начала 1860-х находилась в Гатчинском дворце, в Арсенальном каре; в 1927-1931- Музей АХ в Ленинграде; в 1931 возвращена в Эрмитаж.

Инв.№ГЭ8850

Исх 2:5-9.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024