Луи Леопольд БУАЛЬИ
Бильярд.1807г.
Холст, масло.
Размеры:56-81 см.
В коллекциях музея с 1925г., ранее в собр.Юсуповых.
Инв.№ГЭ5666
Картина Буальи - своеобразный документ эпохи, фиксирующий социальные перемены во Франции после революции 1789 г., когда утверждались новые вкусы и нормы поведения. Бильярдные залы в период Директории и Первой империи являлись своего рода клубами, куда приходили не только ради игры, но и для того, чтобы встретиться с друзьями, завести новые знакомства, посплетничать, пофлиртовать. Здесь обменивались семейными и светскими новостями, обсуждали текущие события общественно-политической жизни. На полотне Буальи представлена игра в "карамболь" то есть игра в три шара (один красный и два белых) на бильярдном столе без луз. Сыграть карамболем означает набрать наибольшее число очков за счет ударов без промаха своим белым шаром в красный, а затем в белый шар противника. Этот момент удара кием в шар и запечатлен в эрмитажной работе. В ней главным действующим лицом является женщина за бильярдным столом во время игры, которой прежде увлекались только мужчины. О свободе нравов эпохи Наполеона I свидетельствовал тот факт, что в бильярд играли женщины в облегающих и полупрозрачных одеждах, подчеркивающих красоту их фигур.
Тонкая наблюдательность Буальи в характеристике персонажей разного возраста и сословий, а также мастерство в передаче света, пространства, деталей обстановки, костюмов ставят его в один ряд с великими мастерами жанровой живописи XVII-XVIII вв.
У входа.Между 1796-1798гг.
Дерево, масло.
Размеры:40-30 см.
В коллекциях музея с 1931г., пост. из Шереметевского дворца-музея в Ленинграде.
Инв.№ГЭ6643
Внешне простой, будничный сюжет картины Буальи позволяет зрителю самому развивать его событийно и психологически. Две молодые женщины застыли у входа в дом в ожидании приема. Старшая из женщин держится более уверенно. Преодолев робость, она звонит в дверь. Младшая в смущении смотрит на крошечную собачку. Документальная точность в изображении костюмов и причесок периода Директории сочетается у Буальи с тонкой передачей внутреннего состояния персонажей. В композиционном решении, изысканной цветовой гамме и виртуозной трактовке элегантных туалетов чувствуется влияние искусства старых мастеров, в первую очередь, голландской жанровой живописи XVII в.
Художница. Середина 1780-х гг.
Холст, масло.
Размеры: 40,5-32 см.
В коллекциях музея с 1921г., передана из Петергофских дворцов-музеев.
Инв.№ГЭ 5662
Изобразив художницу в мастерской среди многочисленных атрибутов живописи и скульптуры, Буальи следовал традиции, которая восходит к эпохе Возрождения (человек за его профессиональным занятием). Картина характерна для раннего творчества Буальи, в котором звучат отголоски искусства рококо. Миловидное "кукольное" личико художницы с очаровательной лукавой улыбкой, ее грациозная поза и кокетливый поворот головы напоминают женские образы Фрагонара, а реквизит мастерской ассоциируется с натюрмортами Шардена на тему "Атрибуты искусства".
Политиканы в Тюильрийском саду.1832г.
Холст, масло.
Размеры:50-60,5 см.
В коллекциях музея с 1919г., получена по завещанию К.А.Раухфуса.
Инв.№ГЭ3524
Этой картине предшествовала литография "Политическая экономия" (1829), исполненная по рисунку Буальи. Его жанровые работы отличает занимательная фабула и обилие подробностей. В саду Тюильри под сенью большого дерева группа пожилых мужчин с жадным вниманием слушает последние газетные новости. Каждого из них мастер наделил выразительной позой, жестами и мимикой. Сценка окрашена добродушной иронией. Буальи тщательно и подробно изобразил мужские и женские костюмы, шляпки, цилиндры, трости, стулья, беседки, собачку, детские игрушки. Особенно выразительно трактована художником сцена в левой части картины, изображающая маленькую девочку, прыгающую через скакалку, концы которой держат две девочки постарше. Лишь на первый взгляд кажется, что содержание картины не выходит за рамки описания быта. На самом деле Буальи создал великолепную сцену современных ему парижских нравов, расположив фигуры на открытом воздухе. Его примеру последуют в будущем художники-пленэристы, в частности, Эдуард Мане и Камиль Писсарро.
Игра в жмурки.1780-е гг.
Холст, масло.
Размеры: 33-42 см.
В коллекциях музея с 1933г., передана из ГМИИ, Москва; до 1924г. в галерее Румянцевского музея.
Инв.№ГЭ7064
Портрет генерала Ж.-Б.Клебера.Середина 1790-х гг.
Холст, масло.
Размеры:53,5-39 см.
В коллекциях музея с 1924г., передана из собр.великого князя Николая Михайловича.
Инв.№ГЭ4647