ЖАК ЛУИ ДАВИД
Сафо и Фаон.1809 г.
Холст, масло.
Размеры: 225,3-262 см.
В коллекциях музея с 1925 г., ранее собрание Н.Б.Юсупова.
Инв.№ГЭ5668
Когда русский коллекционер князь Николай Юсупов заказал Жаку-Луи Давиду эту картину, республиканские идеалы революции уже померкли, и художник стал придворным живописцем Наполеона. Давид- основатель и главный выразитель идей французского неоклассицизма- уже не был увлечен историческими образами героев Римской республики. Античность вдохновляла его любовно- мифологическими или аллегорическими сюжетами, которым он придавал идеалистически отвлеченную трактовку. Давид, будучи свободным в выборе темы картины, остановился на легенде из жизни Сафо. В письме к князю он писал:,,На полотне изображена чувственная поэтесса Сафо и ее возлюбленный. Стрела Амура воспламенила их страсть."Следуя неоклассическим доктринам, Давид изображает возлюбленных без намека на естественность чувств. Трогательное очарование картины возникает благодаря гармоничному единству всех ее композиционных элементов, идеальности чистых форм, уравновешенности цветовой гаммы, линейно заданного ритма. Давид воспроизвел роскошь алькова, с тщательностью выписав богатство деталей интерьера. Восторженная экспрессия полуобнаженной Сафо, ее расслабленное тело, раскинувшееся в кресле, свиток со стихами , выпавший из ее рук, выдают томление неудержимой страсти.