МАРКО БАЗАИТИ
Святая Екатерина Александрийская.Ок.1500г.
Дерево, масло.
Размеры: 56,3-43,5 см.
Приобрет. в 1870г. из коллекции Эстерхази.В 1610-х г., судя по старинной надписи на оборотной стороне доски, находилась в собрании Орлеана.
Инв.№103
Святая Екатерина стоит в спокойной задумчивой позе, в левой руке она держит пальмовую ветвь, указывающую на ее мученичество, в правой - книгу, символизирующую победу христианских идей над языческими учениями. На переднем плане лежит колесо - орудие ее смерти. Задний план этой маленькой картины указывает на то, что эта тщательно написанная картина была глубоко продумана и прочувствована. В ней заметно влияние Чимы да Конельяно, особенно изображающих времена года иллюстраций, которые он сделал к кодексам. Однотонный колорит картины свидетельствует о том, что венецианская живопись обогатилась техникой тональной живописи. В левой части пейзажа на заднем плане виднеются деревенские дома с садами, колодец, белое белье, сохнущее на веревке. Справа проходят два воина. Автор картины Марко Базаити, вероятно, грек по происхождению, учился у Альвизе Виварини, в творчестве которого наблюдаются стремления, в определенной мере противоположные стилю Беллини. Изображение фигуры святой Екатерины на этой картине отличается большой пластичностью, в ней чувствуется и влияние Антонелло да Мессины, передавшееся через Виварини. Эта картина относится к самым ранним произведениям Базаити. Позднее мастер подпадает под полное влияние Беллини.
Тело Христа.Ок.1505г.
Дерево, масло.
Размеры: 87-69,8см.
Поступ. из наследства графа Яноша Палффи, из его Пожоньского дворца ,в 1912г.
Инв.№4206
Христос изображен в полусидячем положении в гробнице, в отверстие пещеры виден голубой небосклон с белыми кучевыми облаками, а вечнозеленые листья плюща символизируют искупление, обеспечивающее вечную жизнь человечеству. Манера письма несколько суховата, напоминает технику мастеров из провинции Марке, и не случайно эту доску раньше считали произведением Пьера Мария Пенакки и Марко Пальмеццано. Если предыдущая картина, созданная молодым Базаити, представляет собой замечательное произведение, вобравшее в себя лучшие достижения венецианской живописи того времени, то эта картина значительно слабее, несмотря на некоторые интересные ее черты. Во время создания этой картины умер учитель Базаити - Альвизе Виварини. Базаити, стиль которого в то время уже начал приближаться к стилю Беллини, закончил несколько работ своего учителя. На творчестве Базаити сказалось влияние не только Беллини, но и других мастеров. 1505 год был переходным в художественном развитии мастера, и в результате смены стиля его произведения становятся несколько нерешительными. Композицию этой картины можно связать с пропавшим произведением Беллини, копия которого, сделанная для мастерской, находится в Стокгольме в Национальном музее. Изображение заднего плана и вообще всего окружения у обоих мастеров указывает на схожесть их взглядов.
Портрет дожа Агостино Барбариго.
Дерево, масло.
Размеры:74,5-56 см.
Дар от Яноша Ласло Пиркера в 1836 г.