ПЬЕР-ОГЮСТ РЕНУАР
Портрет актрисы Жанны Самари 1878
Холст, масло.
Размеры:173x103 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948, ранее собрание М.А. Морозова в Москве.
Инв.№ ГЭ9003
Портрет актрисы театра "Комеди Франсез" Жанны Самари относится к известным полотнам Ренуара. Очаровательная Жанна, которая, по словам художника, "положительно вся светилась", неоднократно позировала ему, преимущественно для погрудных портретов. В эрмитажном произведении она представлена на фоне пальмы и ковров, воссоздающих антураж гостиной или театрального фойе. Верный принципу импрессионистов писать естественную жизнь, мастер показал актрису в привычной для нее обстановке. Более представительный образ, традиционный для парадного портрета, напоминает о том, что эта картина предназначалась для Салона, в котором выставлялись официальные художники. Однако манера исполнения не имеет ничего общего с академическим искусством. В мягких, текучих контурах, в вибрации живописной фактуры, в тончайших цветовых рефлексах проявилась рука зрелого мастера импрессионизма.
Букет роз.Около 1909-1913 гг.
Холст, масло.
Размеры:46.5x38.5 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3КР563
Ренуар в старости любил и часто писал розы. С годами острота восприятия натуры художником несколько притупилась. Деликатная нюансировка предметов, характерная для его раннеимпрессионистического творчества, сменяется попытками усилить их чувственную осязаемость. Если раньше Ренуар прибегал к лессировкам - прозрачным наложениям цвета, то теперь он использует пастозные мазки. Изменилась и его манера - лишенная прежней лиричности, она стала более экспрессивной, даже в известной мере экспрессионистической. Строение розы воссоздается закругляющимися мазками, подчиненными единому ритму. Основы искусства, ставшего в середине ХХ века "живописью действия", начинают проявляться в творчестве художника, от которого этого меньше всего можно было ожидать.
В саду. 1885
Холст, масло.
Размеры:170.5x112.5 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Герстенберга, позднее его дочери Маргариты Шарф, в Берлине.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3К1393
Картина никогда не выставлялась и оставалась практически неизвестной публике. Ренуар, как и все импрессионисты, избегал сюжетного "прочтения" темы. Здесь же он в какой-то мере отступает от этого правила, не впадая при этом в сентиментальную безвкусицу. Изображенная сцена - не просто любовное свидание: облик юноши не оставляет сомнений в его намерениях - он просит руки девушки, что подтверждают и цветы на столике, и мечтательное выражение лица девушки. Серьезность намерений юной пары скрепляется крестом на груди девушки - деталь необычная для неверующего художника, который к тому же избегал писать украшения. В своих любовных сценах Ренуар обычно изображал женщину, с которой он был или хотел быть близок, но рядом с ней он вместо себя помещал кого-то из своих друзей. Так, героем этой картины стал художник Анри Лоран; моделью для девушки послужила Алина Шариго, подруга Ренуара, которая впоследствии стала его женой. Похоже, однако, что рисовал он ее не с натуры, а по воображению.
Розы в вазе.Около 1910-1917 гг.
Холст, масло.
Размеры:61.5x50.7 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3КР512
Голова женщины.Около 1876
Холст, масло.
Размеры:38.5x36 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1935, ранее собрание М.А. Морозова в Москве.
Инв.№ ГЭ7714
Работа представляет собой этюд, исполненный в период расцвета импрессионизма одним из крупнейших его представителей. В творчестве Ренуара главным жанром стал портрет, а главной героиней - женщина, олицетворяющая живую естественную прелесть. Эта модель похожа на ряд персонажей, появлявшихся в произведениях художника этого времени, и обликом, и характером прически. Возможно, это натурщица по имени Анна. В этюде, как и в картинах мастера, образ окрашен лиризмом и полон обаяния женственности. Свобода и гибкость раздельного мазка, мягкая нюансировка цветовых отношений и внимание к световоздушной среде характерны для живописной манеры Ренуара этих лет.
Розы и жасмин в дельфтской вазе. Около 1880-1881 гг.
Холст, масло.
Размеры:81.5x65 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3КР524
Натюрморт в творчестве Ренуара, признанного мастера фигурной композиции, всегда играл второстепенную роль. Однако в переломные моменты - в период обновления стиля или его изменения - этот жанр начинал играть заметную роль. Если в его ранних натюрмортах сильны реалистические тенденции и заметно влияние Курбе, то на грани 1870-х и 1880-х годов Ренуар стремится к большей декоративности. На смену простым цветочным горшкам приходят дорогие вазы. Художник получает удовольствие от сопоставления реальных цветов с изображенными на дельфтской вазе.
Дама в черном.Около 1876
Холст, масло.
Размеры:65.5x55.5 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1930, ранее собрание С.И.Щукина. в Москве.
Инв.№ ГЭ6506
В портрете создан лирический образ женщины "ренуаровского типа", покоряющий естественной гармонией и женственностью. Исполненное в период расцвета импрессионизма, произведение демонстрирует сложные цветовые нюансы, прежде всего, в изображении черного платья. Черный цвет, меняющийся в оттенках под воздействием световоздушной среды, передан красочными отношениями широкого диапазона, и лишь в самых глубоких тенях использована черная краска. Столь же виртуозно показана игра цветовых рефлексов на белых манжетах и воротнике. Лицо написано более гладко и более детально. Этот прием, характерный для портретов кисти Ренуара, сочетается со свободным вибрирующим мазком. По одной из версий, портрет изображает госпожу Артманн, жену известного нотоиздателя, по другой - натурщицу Анну.
Яблоки и цветы Около 1895-1896 гг.
Холст, масло.
Размеры: 32.8x41.4 см
Бывшее собрание Бернхарда Кёлера в Берлине.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3К1528
Букет натюрморта составлен таким образом, что близкие по окраске розы, пионы и жасмин создают тонкую хроматическую гамму. Основной живописный эффект возникает из контраста цветов, символов чистоты, и плодов, которые могут соотноситься и с Древом познания, и с атрибутикой Венеры. Не будучи символистом, Ренуар в эпоху расцвета символизма невольно отражал ностальгию по классическим ценностям, к которым в своем раннем, реалистическом творчестве был совершенно равнодушен. Своеобразие натюрморта заключается еще и в том, что в нем отразился интерес Ренуара к живописи Сезанна, хотя даже и здесь мы наблюдаем истинно ренуаровскую мягкость, которую хочется назвать женственной.
Девушка в шляпе.Около 1892-1894 гг.
Холст, масло.
Размеры: 41.3-32.5 см
Бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3КР561
Типом портрета, часто привлекавшим внимание Ренуара, становится погрудное изображение женщины в шляпе. Пышные шляпы конца столетия настолько нравились художнику, что порой для его моделей заказывались причудливые головные уборы, которые тем не менее на голове ренуаровских женщин воспринимались вполне органично.
Модная в конце ХIХ века шляпа a la Charlotte неоднократно изображалась в картинах и литографиях.
Отлив в Ипоре. 1883 г.
Холст, масло.
Размеры: 54.5-65.3 см.
Бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе. Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3КР516
Во всем творчестве Ренуара, где "чистые" пейзажи встречаются сравнительно редко, эта картина занимает особое место, если оценивать ее мотив и пронизывающее ее настроение. В 1833 году Ренуар отправился в Ипор, маленький курортный и рыбачий городок на берегу Ла-Манша, где, по рекомендации своего друга, остановился в доме Альфреда Нюнеса, мэра Ипора. По заказу Нюнеса он написал портреты его детей, в которых морской пейзаж занимает значительное место. В отличие от этих заказных картин, мирных и идиллических, в "Отливе в Ипоре" звучит несвойственная Ренуару романтическая интонация.
Девушка с веером.1881г.
Холст, масло.
Размеры:65-50 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1930
Инв.№ ГЭ6507
Демократичность, присущая импрессионистам в выборе тем, проявилась у Ренуара и в выборе моделей для портретов. Художник нередко писал девушек из парижских предместий, привлекавших его естественной женственностью.
"Девушка с веером" - это Альфонсин Фурнез, дочь владельца кабачка "Лягушатник" ("Гренуйер"), неоднократно позировавшая Ренуару. В этом кабачке девушку называли красавицей Альфонсин. Красота ее не в классических чертах, а в очаровании молодости, живых красках лица, блеске глаз. Образ исполнен обаяния, которое мастер воспевает в своих героинях.
Тщательная проработка лица позволяет разглядеть детали, тогда как руки, платье, веер переданы более обобщенно. Тонкая разработка цветовых отношений создает ощущение световоздушной среды, заполняющей фон и смягчающей контуры.
Пейзаж в Болье.1899
Холст, масло.
Размеры:65.3x81.5 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3КР518
Маленькое местечко Болье на Средиземном побережье под Ниццей очень нравилось Ренуару, и он посетил его несколько раз. Этот пейзаж, с дорожкой посередине и деревьями-кулисами по сторонам, по-театральному условен и не преследует цели донести до зрителя мгновенное яркое впечатление от реального ландшафта. Это пастиш, но, даже оглядываясь на XVIII век, Ренуар в своей "вариации на темы рококо" сохраняет самобытность.
Девушки за фортепиано.1892
Холст, масло.
Размеры:116.5x89.5 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3КР227
В конце 1891 года директор Департамента изящных искусств Франции Анри Ружон предложил Ренуару написать картину для Люксембургского музея. Ренуар взял за отправную точку полотно "Урок фортепиано", созданное им в 1889 году, и написал серию близких произведений, из которых настоящая картина наименее проработана. Она производит впечатление не только незавершенной, но едва начатой. Тем не менее художник подписал ее и, значит, считал законченной. Вероятно, он опасался, что, продолжая работу, он "утяжелит" живопись, отчасти лишив ее очарования. Он пытался достичь редкого эффекта прозрачности и невесомости, не свойственного масляной живописи, и отказаться от отчетливой трехмерности и материальности. Колорит определен равновесием холодных и теплых тонов: красным платьем стоящей брюнетки и белым сидящей блондинки.
Пейзаж. Ле Канне.1902
Холст, масло.
Размеры:14x19 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948,
Инв.№ ГЭ8926
Картина была исполнена на Лазурном берегу, где Ренуар поселился в 1902 г. На ней изображен дом художника в Ле Канне, пригороде Канна.
Пейзаж занимает заметное место в творчестве мастера не только как компонент портретных или жанровых произведений, но и как самостоятельная тема. Ренуар писал и городские и, особенно часто, сельские пейзажи. Как и все импрессионисты, он работал на пленэре, передавая сиюминутное состояние натуры. Отказавшись от "жесткого" стиля 80-х гг., художник выработал особую манеру свободной, текучей живописи, в которой написан пейзаж Ле Канне. Темпераментный мазок и сочная цветовая гамма выражают жизнерадостное мироощущение, не изменившее Ренуару и в поздний период творчества.
Женский портрет.1877
Бумага верже, дублированная на картон, пастель.
Размеры:65x48.8 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№ГР 155-95
Кто позировал для этого портрета - неизвестно, но облик женщины, ее поза и декоративные детали фона свидетельствуют, что это заказной портрет. Картина исполнена в ключе, по всей видимости, импонировавшем заказчице. Возможно, ею же подсказан и выбор техники пастели, которая самим художником практиковалась довольно редко. Но Ренуар, даже если и считался с желанием заказчика, никогда не менял своего почерка. Непринужденность и легкость, с какой в этом портрете "звучат" арабески фона, напоминают о том, что чисто живописные проблемы оставались для него основными в работах любого рода.
Женщина на лестнице.1876
Холст, масло.
Размеры:167.5-65.3 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Герстенберга, позднее его дочери Маргариты Шарф, в Берлине.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3К1573
Наряду с парной "Мужчина на лестнице" эта картина считается декоративным панно, хотя декоративностью в современном понимании не обладает. Она украшала лестницу парижского особняка Жоржа Шарпантье, известного издателя, в салоне которого собиралась творческая элита Парижа. Бывал там и Ренуар. Идея обеих "лестничных" картин, по-видимому, в том, что хозяева дома как бы спускаются навстречу гостям. Персонаж этой картины наделен некоторым сходством с женой Жоржа Шарпантье. Эта невысокая, склонная к полноте обаятельная женщина держится с подчеркнутым достоинством. Маргерит Шарпантье была человеком образованным и оказывала немалое влияние на издательское дело мужа и на литературный процесс того времени. Считается, что Ренуар писал фигуру женщины не с м-м Шарпантье, а с натурщицы Марго, которая была любовницей художника. Небезынтересная деталь в картине - японский веер. Он образует модуль всего построения, который, повторяясь в очертаниях женской фигуры и узорах перил, через ритмику этих повторов соединяет каждый элемент картины.
Мужчина на лестнице.1876г.
Холст, масло.
Размеры:167.5x65.3 см
Бывшее собрание Отто Герстенберга, позднее его дочери Маргариты Шарф, в Берлине.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3К1575
Наряду с парной "Женщина на лестнице" эта картина считается декоративным панно, хотя декоративностью в современном понимании не обладает. Она украшала лестницу парижского особняка Жоржа Шарпантье, известного издателя, в салоне которого собиралась творческая элита Парижа. Бывал там и Ренуар. Идея обеих "лестничных" картин, по-видимому, в том, что хозяева дома как бы спускаются навстречу гостям. Художник не задавался целью написать точные портреты четы Шарпантье, хотя мужчина, стоящий на лестнице, обнаруживает некоторое сходство с хозяином дома. Мотив лестницы дает Ренуару возможность воспользоваться простыми и достаточно динамическими ритмами. Подобный творческий ход был вообще естественен для импрессионистической "декоративной" живописи.
Общество в Берневале.1898г.
Холст, масло.
Размеры:60.3x73 см
Бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3КР535
Тема пикника, отдыха на природе - далеко не новая для французского искусства. Ренуар не пытался ее разрабатывать и обратился к ней только в 1890-х годах, когда она потеряла всякую актуальность. В 1898 году художник провел лето в Берневале, где выбор моделей был невелик. На переднем плане он изобразил трех девушек - Жюли Мане и двух ее кузин, остановившихся на несколько дней в шале, где жил художник и его семейство. В центре - четырехлетний Жан, младший сын Ренуара, будущий знаменитый кинорежиссер, слева стоит старший, Пьер, впоследствии известный актер.
Причесывающаяся женщина.1887г.
Холст, масло.
Размеры:65.3x54 см
Бывшее собрание Бернхарда Кёлера в Берлине.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3К507
Ребенок с кнутиком. 1885г.
Холст, масло.
Размеры:105x75 см
В коллекциях с 1948г.
Инв.№ ГЭ9006
Молодая женщина в шляпе с цветами.1892г.
Холст, масло.
Размеры:41.5x33 см
Бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№3КР560