ГЕРАРД ТЕРБОРХ
Бокал лимонада.1660-е
Холст, масло.
Размеры: 67-54 см.
Приобретена в 1814 г. из собрания имп. Жозефины в Мальмезоне.
Инв.№ГЭ881
Exhibition: Gerard ter Borch. November 7, 2004 – January 30, 2005.National Gallery of Art.Washington.
И однако что-то в этой сцене заставляет насторожиться, заподозрить героев в небезгрешности мыслей и чувств. Это прежде всего жест правой руки «почтенной маменьки», которым она умело обнажает скрытые прелести молодой дамы, и некоторая двойственность в поведении парочки, выдающая в кавалере новичка, а у дамы, наоборот, заставляющая предполагать известный опыт. Подобные сцены у сводни не новы в голландском искусстве. Но разве изображались когда-либо более «говорящие» взгляды, разве были недомолвки столь красноречивы, а затаенные желания — так очевидны?! Терборх впервые в жанровой живописи раскрывает внутренний мир своих героев, так тонко различая оттенки в их поведении и оставаясь при этом достаточно деликатным. По-видимому, эта деликатность и ввела в заблуждение Александра Бенуа, как, в свое время, она же послужила причиной ошибки Гёте, описавшего одну из картин Терборха как «Отеческое увещевание», тогда как в действительности она изображала нечто противоположное.
Другое недоразумение связано с историей картины. На гравюре с «Бокала лимонада», сделанной в XVIII веке, в знакомой нам сцене были изображены собачка, сидевшая около открытого окна на стуле (слева на переднем плане), обезьянка, прикованная цепью к металлическому шару (в правой стороне картины), и бронзовая люстра вверху под потолком. Старые каталоги и путеводители но Эрмитажу указывали на этом основании, что картина Терборха (на которой нет этих деталей) дошла до нас обрезанной со всех сторон и, таким образом, авторский замысел был якобы искажен. В действительности же, наоборот, в конце XVIII века были удалены поздние, не терборховские приставки и тем самым восстановлен первоначальный облик (и формат) картины. Этот вывод подтверждается как более старыми копиями с эрмитажной композиции, запечатлевшими ее полностью совпадающей с нынешним видом, так и такой деталью картины, как шар с цепью, добавленный автором приставок на основном холсте и потому сохранившейся до наших дней. Этот шар, как показывает блик на нем и падающая от него тень, освещен слева, из дописанного на левой приставке окна, тогда как у Терборха вся сцена освещена спереди и немного справа (известно также, что художник никогда не изображал ни источников освещения, ни резкого бокового света).
В «Бокале лимонада» безошибочное мастерство рисовальщика сочетается со вкусом блестящего колориста, и, подобно тому как Терборх-рисовальщик избегает резких движений и линий, Терборх-живописец строит свой колорит на мягких, гармоничных сочетаниях серебристо-серых и палевых тонов. Красоту их впервые открыл художнику Франс Хале, но благородное созвучие серого, черного и белого Тер-борх подсмотрел в произведениях Веласкеса. В отличие от других голландских художников, которые, как правило, были домоседами, Тер-борх побывал в Англии (там он познакомился с произведениями А. ван Дейка), посетил Италию, Францию, Германию и, наконец, Испанию, где большое впечатление произвел на него Веласкес. Но живописная культура Терборха, несмотря на широкое использование опыта больших европейских мастеров, носила ярко выраженный национальный характер, и определяли ее тоновый колорит и мягкая светотень.
Скрипач.Ок.1615г.
Дерево, масло.
Размеры: 29-23,5 см.
Приобрет. из собр.Ф.Троншена в Женеве в 1770г.
Инв.№ГЭ882
Деревенский почтарь.Ок.1655г.
Дерево, масло.
Размеры: 58,5-47,5 см.
Приобрет. из собрания Кроза в Париже в 1772г.
Инв.№ГЭ883
«Деревенский почтарь» — одно из таких счастливых исключений. Старик-посыльный, сняв шапку, остановился у открытой двери. Он доставил письмо и терпеливо ожидает ответ. Но в его позе нет и тени подобострастия, унижающего человеческое достоинство. И он, и внимательно, с симпатией рассматривающая его темнокожая служанка — наиболее привлекательные образы простолюдинов у Терборха. Картина могла бы принадлежать к лучшим в наследии художника, если бы полог постели и скатерть на столе не были позже грубо переписаны красной краской, нарушающей гармоничный колорит.
После женитьбы на богатой патрицианке города Девентера, куда переселился Терборх, он получил возможность ближе познакомиться с жизнью светского общества. Не последнюю роль в выборе им этой новой для голландской жанровой живописи темы сыграло и пристрастие художника к изображению блестящих шелковых и атласных тканей. Однако мы имели бы неверное представление о творчестве Терборха, если бы за его поразительным мастерством в достижении иллюзорных эффектов, в передаче фактуры вещей не заметили глубокого интереса художника к человеку. Именно на этом пути Терборх нашел новые грани в образе человека, новые, более тонкие и скрытые связи между людьми, проявляющиеся в сфере внутренней, духовной жизни.
Получение письма. Между 1617-1681гг.
Холст, масло.
Размеры: 70-54 см.
Приобретена в 1769г. из собр. графа Брюля в Дрездене.
Инв.№ГЭ884
Некоторые ошибки в перспективе «Получения письма» следует объяснить возможным участием учеников мастера при завершении этого произведения.
Портрет офицера.Ок.1680г.
Медь, масло.
Размеры: 40-32 см.
Приобрет. в 1764г. из собр. И.Э.Гоцковского в Берлине.
Инв.№ГЭ1845
Но вместе с тем портрет демонстрирует и подчеркнуто индивидуальный подход к модели, при котором выявлена особая повышенно нервная структура образа. Колорит тонко сгармонирован, но строится на черном цвете вороненой стали и желтом — одежд и пейзажа.
Портрет Катарины ван Лейнинк.Между 1654-1681гг.
Холст, масло.
Размеры: 80-59 см.
Поступила в 1922г. из Музея Академии худож.; ранее- в Кушелевской галерее.
Инв.№ГЭ3783
На маленьком полотне изображена стройная женская фигура, освещенная ровным светом и стоящая чуть в отдалении в затененном пустом пространстве комнаты. Дорогой изысканный наряд из плотного атласа и тяжелого темно-синего бархата подчеркивает хрупкость молодой женщины. Нежный овал печального лица Катарины очерчен мягким контуром. Внимательно смотрят огромные орехового цвета глаза, а широкие дуги черных бровей контрастируют с бледностью высокого лба. Кажутся непомерно тяжелыми для этого хрупкого существа ювелирный гарнитур и огромные банты-броши, дополняющие наряд первой дамы Девентера.
Изыскан и колорит картины: белый цвет с переливами жемчужно-серого и золотистого в атласе, ровный оливковый тон фона в сочетании с глубоким черным в камнях украшений, мерцающих в свете алмазных граней. Терборх любуется тканями и выявляет их щедрую роскошь. Наблюдая за своей моделью, Терборх тонко подмечает неповторимость изящного жеста руки с веером, легкого поворота головки и еле заметного шага светской молодой дамы, таящей в себе свой особый внутренний мир.