Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 20:57
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж помпео батониРегистрацияВход
Меню сайта

 

ПОМПЕО ДЖИРОЛАМО БАТОНИ

Воздержанность Сципиона Африканского. 1771-1772 гг.

Холст, масло.

Размеры: 226.5-297.5 см.

В коллекциях с 1926 г. Ранее: Гатчинский дворец.

Инв.№ГЭ2609

Сюжет "Воздержанность Сципиона" был очень популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения. Знаменитый римский полководец Публий Корнелий Сципион (ок. 235 - 183 гг. до н. э.) в ходе Второй Пунической войны (218 - 201 гг. до г. э.) захватил город Новый Карфаген в Испании. Римлянам досталась огромная добыча. Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее жениху (Тит Ливий, Римская история, XXVI, 50). Картина Батони составляет пару полотну "Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде" и по структуре композиции похожа на него. Есть сходство и в цветовом решении: на фоне серовато-коричневой архитектуры выделяются нарядные краски одежд персонажей. Сципион в алом плаще (алый - цвет героя-победителя) передает девушку коленопреклоненному жениху. Белое платье пленницы символизирует ее невинность. Великолепно написаны разнообразные вазы на первом плане. Батони, который в юности занимался ювелирным искусством, любил вводить в свои композиции различные предметы, составляя из них изысканные натюрморты.

Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде.1770 г.

Холст, масло.

Размеры: 226.5-297.5 см.

В коллекциях с 1926 г. Передана из Гатчинского дворца.

Инв.№ГЭ2608

В XVIII столетии сцены из истории Ахилла, героя Троянской войны, были популярны, однако сюжет картины Помпео Батони очень редок: кроме эрмитажного полотна не известно больше ни одной подобной работы. Императрица Екатерина II, заказавшая художнику картину, сама выбрала эту тему. В качестве источника послужила "Генеалогия богов" Джованни Боккаччо. Мать Ахилла, морская богиня Фетида, отдала его на воспитание мудрому кентавру Хирону. Узнав, что сын должен погибнуть в войне с троянцами, она решила обмануть судьбу. Тайно Фетида забрала у Хирона спящего Ахилла и на раковине переправила на остров Скирос к царю Ликомеду. В основе строгой композиции Батони две арки: ниша в пещере Хирона со стоящей в ней гермой и проем в скале, за которым расстилается море. Наяды бережно переносят спящего юношу на раковину. Рядом Фетида прощается с Хироном. Идеальные пропорции фигур напоминают античные статуи. Чистые звучные цвета одежд - синий, красный, белый, розовый - эффектно выделяются на спокойном коричневато-сером фоне скалы.

Портрет князя А.Б. Куракина. 1782 г.

Холст, масло.

Размеры: 74-62 см.

В коллекциях с 1923 г. Ранее:Шереметевский дворей-музей в Петрограде (ранее: собрание князей Куракиных).

Инв.№ГЭ5482

Александр Борисович куракин (1752-1818) - сенатор и вице-канцлер, посол в Вене и Париже (до 1812г.).

 

Святое Семейство со св. Елизаветой и св. Иоанном Крестителем. 1777 г.

Холст, масло.

Размеры: 226-149.5 см.

В коллекциях с 1782 г. Приобретена у автора наследником Павлом Петровичем и подарена Екатерине II.

Инв.№ГЭ12

Большое полотно "Святое семейство" Помпео Батони исполнил для себя и в продолжении почти пяти лет оно хранилось в его мастерской. В 1782 году мастерскую Батони в Риме посетил наследник русского престола цесаревич Павел Петрович с супругой Марией Федоровной. Он приобрел понравившуюся картину в подарок матери, императрице Екатерине II. Присущие Батони особенности живописной манеры очень ярко проявляются в этом произведении: гладкое плотное наложение краски, нарядная звучность цвета, замечательная чистота рисунка. Фигуры Марии с младенцем на руках и мальчика Иоанна Крестителя несколько отвлеченны в своем совершенстве. Батони - один из создателей классицизма, но его искусство никогда не принадлежало этому стилю полностью. В "Святом семействе" левая группа - Иосиф, читающий Библию, и Елизавета, которая хочет взять на руки младенца, - почти жанрова. Смягчен и колорит этой части картины. Стол, за которым сидит Иосиф, накрыт ковром и украшен букетом, состоящим из роз и лилий. Оба цветка - символы Марии, но в то же время букет придает уют обстановке изображенной комнаты и сообщает законченность композиции.

Сластолюбие.1747 г.

Холст, масло.

Размеры: 138-100 см.

В коллекциях с 1922 г. Ранее: Музей Академии художеств в Петрограде (ранее: собрание А.А. Безбородко).

Инв.№ГЭ3735

Парная к картине "Меркурий, коронующий Философию, мать искусств".

Меркурий, коронующий Философию, ''Мать'' Искусств.1747 г.

Холст, масло.

Размеры: 118-87.5 см.

В коллекциях с 1922 г. Ранее: Музей Академии художеств в Петрограде.

Инв.№ГЭ3734

Парная к картине "Сластолюбие" .

Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком. 1765 г.

Холст, масло.

Размеры: 245-172 см.

В коллекциях с 1925 г. Ранее: Юсуповский дворец-музей в Ленинграде.

Инв.№ГЭ3734

Многие произведения Помпео Батони, ведущего мастера римской школы, связаны с тематикой гражданского и морального долга. "Геркулес на распутье" - одно из лучших произведений такого рода. Аллегорию сочинил в V веке до н. э. философ Продик (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, кн. II, гл. 1, 21 и сл.). Когда юный Геркулес пас стада своего земного отца царя Амфиона на Киферонских пастбищах, к нему пришли две женщины, олицетворявшие Изнеженность и Добродетель. В картине Батони они представлены в образах Венеры, богини любви, и Минервы, богини мудрости. Одна соблазняла его радостями жизни, другая призывала к труду и подвигам. Геркулес, после долгих раздумий, внял голосу разума и посвятил жизнь служению человечеству. О будущих подвигах Геркулеса напоминают путти у ног Минервы. Они держат палицу героя и львиную шкуру. Тут же изображены трехглавый страж Аида пес Цербер и семиглавая гидра. Строгая Минерва указывает на храм на вершине скалы - аллегорию трудного пути к славе. Нарядная Венера протягивает Геркулесу розу. У ее ног сложены атрибуты суеты и чувственных наслаждений: музыкальные инструменты, ноты, корзинка с фруктами.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024