ТОМАС ГЕЙНСБОРО
Портрет дамы в голубом. 1770-е
Холст, масло.
Размеры:76-64 см.
К 1905 в коллекции А. З. Хитрово в Петербурге, возможно, приобретена им у Вертхаймера около 1892 в Париже (Waterhouse 1953. P. 120), в 1912 поступила в Эрмитаж по завещанию владельца, внесена в Опись 1859–1929 только в 1916.
Инв.№ ГЭ3509
" В составленном А. З. Хитрово в 1910 документе о передаче принадлежавших ему произведений английской школы в дар Эрмитажу после его смерти картина Гейнсборо значилась как «Lady of Quality» (Ходатайство Хитрово. Л. 8. № 1). Но уже в 1912 Вейнер назвал картину «Портрет герцогини Бофор», добавив, что «покойному владельцу удалось установить личность этой знатной дамы» (Вейнер 1912. С. 22). С этим именем картина вошла в Кат. 1958, но после публикации Уотерхауза в 1958 (Waterhouse 1958), который назвал ее «Дама в голубой шали», в эрмитажные издания она включалась сначала как «Портрет герцогини де Боуфор(?)» (Кроль 1969), а с 1979 — просто как «Дама в голубом» (Hermitage English Art 1979; Кат. 1981; Дукельская, Ренне 1990). Вероятно, имя герцогини де Бофор было навеяно Хитрово романтическими ассоциациями. В 1746 Гейнсборо женился на Маргарет Бар, внебрачной дочери Генри Сомерсета, 3-го герцога Бофора. Однако не сохранилось никаких свидетельств того, что Гейнсборо когда-либо писал портреты членов семьи Бофор, и совершенно очевидно, что неизвестная на портрете не имеет ничего общего с женой художника. Нет никаких иконографических и документальных источников, дающих возможность установить личность изображенной. Грациозный жест дамы на эрмитажном портрете, правой рукой придерживающей шаль, неоднократно воспроизводился Гейнсборо, например, в портретах Изабеллы, виконтессы Молинё (позднее графини Сефтон), 1769 (Художественная галерея Уокер, Ливерпуль); Элизабет Тилер, ок. 1773 (частная колл.); миссис Джон Эллиот, 1778 (Музей Метрополитен, Нью-Йорк); миссис Роберт Фислуэйт, 1778 (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург); миссис Генри Бофой, 1780 (галерея Хантингтон, Сан-Марино,Калифорния). Он также часто встречается в картинах его предшественников — Антониса ван Дейка и Питера Лели, чье творчество оказало большое влияние на его искусство. Голубой цвет шали и ленты в пышном парике явился сильным колористическим акцентом, из-за чего картина получила не совсем точное название «Дама в голубом», хотя платье белое. Большой парик, украшенный страусовыми перьями, позволяет датировать картину концом 1770-х — началом 1780-х. Это в полной мере соответствует особой гармонии колорита и манере исполнения: технике наложения отдельных мазков, напоминающих штрихи пастелью, подчеркнуто заметной в изображении волос, глаз, рта, в сочетании с легкими, текучими, свободными, неплотными мазками в изображении тканей. В портрете привлекает внимание необычная деталь — приоткрытый рот. Вместе с томным взглядом она придает явно идеализированному, отстраненному и возвышенному образу молодой женщины чувственность. Жест ее руки, ассоциирующийся с целомудренным жестом античной скульптуры Венеры Медичи (I в., копия с оригинала Праксителя, Уффици, Флоренция), прикрывающей рукой обнаженную грудь, подчеркивает ее женственность. Поскольку во второй половине XVIII в. в Англии приоткрытый рот характерен для портретов женщин полусвета, куртизанок или актрис, вероятно, и в данном случае эта деталь не случайна. Создается ощущение, что художник воспроизвел некий собирательный образ, близкий нескольким изображениям, созданным между 1777 и 1782, с которыми его роднит стилистическое сходство и восприятие совершенно разных по социальному статусу моделей. Среди них в первую очередь следует назвать портреты Энн, герцогини Камберленд, 1777 (королевское собр., Великобритания), уже упомянутых миссис Роберт Фислуэйт, 1778 (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург); миссис Генри Бофой, 1780 (галерея Хантингтон, Сан-Марино, Калифорния) и два портрета известной дамы полусвета Грейс Дальримпл, миссис Джон Эллиот, прозванной «Высокая Долли», 1778 (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и 1782 (колл. Фрик, Нью-Йорк).