ПЬЕР ФРАНЧЕСКО МОЛА
Встреча Иакова с Рахилью. Около 1659 г.
Холст, масло.
Размеры:74-99 см.
Поступила в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: собр. Ванолль; собр. П. Кроза в Париже; собр. Л. Ф. Кроза, маркиза дю Шатель, в Париже.
Инв.№ГЭ 141
Быт 29: 9–11.
Атрибуция традиционная. Марко Кьярини (1980-е, устно) подверг ее сомнению, считая, что картина может принадлежать генуэзской школе, вероятно Андреа де Леоне. Картина написана, вероятно, ок. 1659. В передаче пейзажа, особенно в изображении стада баранов с пастухом, заметно влияние искусства Джорджоне и Тициана, что характерно для этого периода творчества Молы. Возможно, композиция навеяна одноименной сценой из росписей лоджий Ватикана, выполненных учениками Рафаэля. В Музее Ашмола в Оксфорде хранится подготовительный рисунок к картине. Другой рисунок (в обратную сторону) — в собр. Ралфа Холланда в Лондоне. Долгое время картина считалась парной к полотну «Отдых святого семейства на пути в Египет» (ГЭ 1530). Это мнение ошибочно, так как композиции не связаны сюжетно. По видимому, оно основывалось на близости размеров и происхождении из одного собрания.
Отдых святого семейства на пути в Египет. Конец 1650-х
Холст, масло.
Размеры:73,5-98,5 см.
Поступила в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: собр. Ванолль; собр. П. Кроза в Париже; собр. Л. Ф. Кроза, маркиза дю Шатель, в Париже.
Инв.№ГЭ 1530
Псевдоевангелие Матфея, XIII; Протоевангелие Иакова Младшего, ХХ. Эрмитажная картина является в определенном смысле завершающим моментом в развитии этой темы в творчестве Молы, когда в его произведениях наряду с болонскими влияниями вновь усиливается воздействие мастеров венецианской школы, особенно заметное в пейзаже. Исполнение можно отнести к концу 1650-х. Фигурная группа в основном повторяет изображение святого семейства на полотне из Национальной галереи в Лондоне, относящемся к 1640-м. Подготовительные рисунки, в той или иной мере связанные с этой композицией, хранятся в собр. Пьера Розенбера (Париж), в Лувре (Париж), в Государственных музеях (Берлин), Британском музее (Лондон), Национальном музее Каподимонте (Неаполь).
Блудный сын.
Холст, масло.
Размеры: 73 - 65,5 см.
Поступила в 1919 из собр. Н. П. Балашова в Петрограде.
Инв. № ГЭ 5706
Лк 15: 11–19.
Картина поступила в Эрмитаж как произведение неизвестного французского мастера. В действительности это уменьшенный и несколько измененный вариант композиции Молы на ту же тему из бывшего собр. Виталя Блоха в Гааге (ныне — в Музее Бойманс — ван Бойнинген, Роттердам). Картины очень близки и в живописном отношении: сходны изображения пейзажа, фигур, передача инкарната, драпировок. Авторы издания «Italian paintings» (1997) называют эрмитажную картину уменьшенной версией роттердамского полотна, допуская ее аутентичность. Картину следует отнести к группе произведений Молы, выполненных во второй половине 1640-х. Роттердамский вариант датируется по-разному. Кок (1972. P. 14) считает, что он выполнен в 1640–1645. Л. Лауреати (см. каталог выставки: 1989–1990 Lugano — Roma), указывая, что С. Рудольф и Е. Шлейер относят его к следующему десятилетию, уточняет дату — начало 1650-х. Юноша в аналогичной позе (разница только в положении рук) изображен на рисунке «Возвращение блудного сына» (Художественный музей, Дюссельдорф), который датируется более поздним периодом — ок. 1660–1666.
Нарцисс.
Холст, масло.
Размеры: 20,5 - 29,5 см.
Поступила в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: собр. П. Кроза в Париже; собр. Л. Ф. Кроза, маркиза дю Шатель, в Париже. С 1799 — во дворце в Гатчине, затем в Павловске; в конце 1920-х передана в «Антиквариат», в 1933 возвращена в Эрмитаж.
Инв. № ГЭ 6991, парная к ГЭ 6992
Овидий. Метаморфозы, III, 402–510.
В рукописных каталогах Эрмитажа картина носила название «Охотник с собаками у ручья». Однако в каталоге собр. Пьера Кроза 1740 (см.: Stuffmann 1968) сюжет был правильно определен как «Нарцисс». В собр. Кроза эта картина и парный к ней «Пейзаж с фигурами» (кат. 144) считались произведениями Пьера Франческо Молы. В инвентаре, составленном Троншеном (Cat. Tronchin 1771), появилось имя Джованни Баттиста Баньякавалло. С этой атрибуцией картины были внесены в инвентарь Эрмитажа (Cat. 1773). Впоследствии имя Баньякавалло не упоминалось, было забыто и происхождение картин. В композиционном и живописном отношении «Нарцисс» близок исполненному в 1645–1647 «Отдыху на пути в Египет» (Бавуд Хаус, Уилтшир): аналогичны построение пространства, передача стволов и листьев деревьев, камня, травы и цветов. Большое сходство он имеет также с рисунком «Иоанн Креститель» в Королевском собр., Виндзор. Отдельные детали композиции «Нарцисса» находят аналогии в ряде других произведений Молы: похожая сидящая собака встречается на рисунке с изображением Нарцисса (Национальная галерея Каподимонте, Неаполь), гора на заднем плане — на листе «Вакх и Ариадна» (Лувр, Париж). Фигура Нарцисса напоминает Аргуса в офорте «Меркурий и Аргус» (Bartsch. Vol. 19. N 6). Все это подтверждает авторство Молы и позволяет датировать эрмитажную картину 1645–1647.
Пейзаж с фигурами.
Холст, масло.
Размеры: 20,5 - 29,5 см.
Поступила в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: собр. П. Кроза в Париже; собр. Л. Ф. Кроза, маркиза дю Шатель, в Париже. С 1799 — во дворце в Гатчине, затем в Павловске; в конце 1920-х передана в «Антиквариат», в 1933 возвращена в Эрмитаж.
Инв. № ГЭ 6992, парная к ГЭ 6691
Между фигурами двух сидящих мужчин (один в восточном одеянии, другой в европейском) видна фигура третьего, впоследствии записанная автором. Она напоминает человека в восточной одежде. Голова молодого человека в европейском костюме первоначально была обращена к этой, записанной фигуре. Вероятно, художник с самого начала задумал изобразить не три, а два персонажа, но в процессе работы изменил расположение и ракурс мужчины в тюрбане. Иногда Мола изображал Нарцисса парным Эрминии (два маленьких тондо, «due tondini», на дереве упоминаются в инвентаре Галереи Колонна 1782). На аукционе Жана-Батиста де Труа в Париже в 1764 «Нарцисс» фигурировал в паре с картиной «Пастораль с двумя фигурами» («une pastorale composée de deux figures»), так же как в эрмитажном варианте. Датировать картину следует, как и парную к ней, 1645–1647. Аналогии к некоторым деталям композиции можно найти в других произведениях Молы: поза молодого человека близка фигуре справа в наброске «Вознесение» (Национальная галерея Каподимонте, Неаполь), решение пейзажа находит ближайшую аналогию в офорте «Меркурий и Аргус» (Bartsch. Vol. 19. N 6).
Святой Иероним.
Холст, масло.
Размеры: 81 - 97 см.
Поступила в 1919, приобретена у частного лица в Петрограде.
Инв. № ГЭ 3544
LA, CXLIV.
Св. Иероним (347–420) — отец церкви, ученый богослов, автор канонического латинского перевода Библии. Картина поступила в Эрмитаж как произведение неизвестного итальянского художника XVII в. В композиционном и живописном отношении обнаруживает большое сходство со многими произведениями Пьера Франческо Молы. В передаче обнаженного тела, волос, драпировок, пейзажа она близка к картине «Св. Иероним» из частного собр. в Лугано. Среди дошедших до нас рисунков Молы с изображением этого святого наиболее близок к эрмитажной композиции лист из музея Тейлер, Харлем: похожа поза святого (но в обратную сторону), драпировка, почти полностью закрывающая ноги, склон горы со стволами деревьев. На обороте харлемского рисунка есть отрывочные надписи, где упоминается монсиньор Омодеи, что позволило Коку (1972. P. 43) датировать рисунок временем до 1652, когда Омодеи стал кардиналом. Эрмитажная и луганская картины созданы, по-видимому, ок. 1652, но весьма вероятно, что эрмитажное полотно исполнено после луганского.
ПЬЕР ФРАНЧЕСКО МОЛА(?)
Географ.
Холст, масло.
Размеры: 89 - 105 см.
Поступила в 1938 через ЛГЗК.
Инв. № ГЭ 8465
Картина поступила в Эрмитаж как произведение неизвестного итальянского художника XVII в. М. И. Щербачева (Кат. 1958) приписала ее Пьеру Франческо Моле. В Кат. 1976 полотно включено как произведение Молы со знаком вопроса. Хотя построение композиции близко к произведениям художника, живописная манера кажется отличной от его достоверных работ.