ДЖОРДЖ РОМНИ
Портрет миссис Хэрриет Гриер (поясной).1781 г.
Холст, масло.
Размеры:76-64 см.
Пост. 1912-1916, по завещанию А.З.Хитрово в Петрограде, приобр. в 1895 у антиквара Зедельмейера в Париже; ранее находилась в англ. коллекциях: Крауфорда (с 1786), куда пост. из мастерской художника; затем -Ньюлэнда.
Инв.№ГЭ 3511
Харриэт Грир, третья дочь преподобного сэра Хэдли Д’Ойли, жена капитана Уильяма Грира (род. ок. 1740). Капитан Грир прошел путь от гардемарина на корабле «Лондон» (1757–1758) до 1-го помощника на «Меркурии» (1772–1773) и «Нассау» (1777–1778); в 1781 назначен капитаном торгового судна «Бриллиант», но по неизвестной причине вышел в отставку; в 1786– 1787 и 1789–1790 капитан «Бельведера», 986-тонного корабля Ист-Индской компании, ходившего в Китай3. Уорд и Робертс без комментариев датируют портрет 1782 (Ward, Roberts 1904. P. 65) и указывают его местонахождение до продажи в 1895: «у Ньюлэндов, Блэндфорд». Они также упоминают, что там же находится портрет самого капитана Грира, исполненный в 1787. Стилистически портрет Харриэт Грир можно датировать концом 1780-х. Скорее всего, дата «1781», проставленная на дублировочном холсте, ошибочно повторяет старую надпись на обороте картины, которая должна была бы читаться как 1787. Тогда становится понятно, что портреты могли быть заказаны как парные. Уорд и Робертс приводят также выдержку из дневников Ромни от 20 июня 1786, касающуюся портрета: «Портрет миссис Грир нужно послать его преподобию м-ру Крауфорду, Мэнор-хауз, Чизик», что также косвенно подтверждает, что художник работал над изображением в 1786–1787. В 1895 картина находилась в галерее антиквара Зедельмейера в Париже. В каталоге распродажи в комментарии к картине указано, что она попала в галерею непосредственно от потомков г-жи Харриэт Грир (Sedelmeyer 1895. P. 112. N 95). Вероятно, А. З. Хитрово приобрел портрет на указанной распродаже. Поколенный портрет миссис Грир, сидящей на фоне пейзажа в белом платье, вполоборота влево, невысокого качества и, в отличие от эрмитажного изображения, исполненный, как сказано в каталоге, «в манере Томаса Гейнсборо», был на распродаже в 1992 (Sotheby’s Colonnade British Pictures from the 16th to the 20th century, 07.10.1992). Особое сходство с эрмитажным портретом ему придает большая черная шляпа с белым страусовым пером. Возможно, об этой картине писали Уорд и Робертс (Ward, Roberts 1904. P. 65): «у покойного генерала сэра Чарлза Д’Ойли имелась современная копия», исполненная с портрета миссис Грир.