СИЧИОЛАНТЕ да СЕРМОНЕТА
Аллегория лености и прилежания.
Холст (переведена с дерева), масло.
Размеры:61-75 см.
Пост. в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера в Париже. Ранее: собр. Пьера Кроза в Париже; собр. дю Шателя в Париже. В XIX в. находилась во дворце в Гатчине (близ Петербурга), в 1924 возвращена в Эрмитаж.
Инв.№ГЭ 239
В собр. П. Кроза картина называлась «Добродетель, или Геркулес в лоне сладострастия, призываемый Добродетелью к лучшей жизни». Смысл аллегории расшифровывается на основе гравюры Корнелиса Массейса (Hollstein 1964), где воспроизведена аналогичная композиция, снабженная латинской надписью: Sum bona laudatis sic dicta solertia seclis desidiam sperno sed placet usque labos (К тем, кого хвалят, — добра, века науку — безделье — я презираю, зато труд неизменно люблю). Подробное описание и истолкование сюжета дал Мейсл (см.: Meusel 1805. S. 121–129). В левой части композиции, где помещена группа, олицетворяющая трудолюбие, на втором плане изображено солнце, проглядывающее сквозь тучи, что означает преодоление сопротивления (см.: Emblemata 1976. S. 24). Луна в правой части лишь получает свой свет от солнца. В собр. Кроза, а затем в Эрмитаже картина традиционно считалась произведением Сичиоланте да Сермонеты. Липгарт (1915) высказал некоторое сомнение в правильности атрибуции, хотя и не отказался от нее, но, по его словам, думал как о возможном авторе о Якопо де Барбари. В Эрмитаже хранится рисунок той же композиции, что и в живописном варианте, но без пейзажного фона (инв. № 7409; перо, кистью индиго по предварительному наброску сангиной, пройден белилами, расчерчен в клетку сангиной, обведен по контуру иглой; 32 × 48). Происходит из собр. Кобенцля. Этот рисунок упоминается в гравюрных справочниках XIX и XX вв. как работа Сичиоланте да Сермонеты с неправильным указанием, что происходит из собр. Кроза (Nagler 1860; Wurzbach 1910). Рисунок был опубликован Доброклонским (1940) с атрибуцией Сичиоланте да Сермонета. Известно несколько вариантов живописной композиции. Один из них, приписывавшийся Рафаэлю, находился в собр. Августа Пеквелла в Дрездене в XVIII в. Говоря об этой версии, Мейсл добавляет, что картину копировал Сичиоланте, изобразивший «не просто небо, но еще солнце и месяц… и решил, что фигура, стоящая в центре, будет представлена с палкой в руках» (Meusel 1805. S. 122). Имеется ли в виду картина, находящаяся в настоящее время в Эрмитаже, сказать трудно. Существовала картина, приписываемая нидерландскому мастеру Корнелису ван Клеве (настоящее местонахождение не известно; см.: Friedländer 1972. Pl. 129). Возможно, это то же произведение, которое в 1912 находилось в собр. Клейнберга в Париже и приписывалось мастерской Иоса ван Клеве (Baldasse 1925), а ранее было в собр. Саган, где считалось работой Баренда ван Орлея (Доброклонский 1940). Еще одна реплика, приписываемая Сичиоланте, находится в собр. Э. Декамп в Брюсселе (см.: Tervarent 1958. T. 1. Fig. 43). Гравирована в «Кабинете Кроза» (1763) Ж. Оссаром