АМБРОДЖО да ФОССАНО (БЕРГОНЬОНЕ)
Апостол Иаков старший. Около 1500 г.
Дерево, масло.
Размеры:68-43 см.,часть полиптиха На нимбе имя святого: SANCTVS JACOBVS
Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде. Ранее: собр. графа С. Г. Строганова в Петербурге.
Инв.№ГЭ4109
Св. Иаков Старший опознается (помимо надписи на нимбе) по своим основным атрибутам паломника — раковине (справа на шляпе, висящей за его плечами) и посоху. В собр. графа С. Г. Строганова картина считалась произведением Никколо Орвиетани. Ваген (1864) отмечал, что не знает такого художника и что передача инкарната напоминает ему манеру Никколо Алунно. Ныне существующая атрибуция была сделана Харком (1896), который приписал картину Бергоньоне, добавив, что Никколо Орвиетани — возможно, имя заказчика произведения, а не автора. Атрибуция сомнений не вызывает и подтверждается не только стилистической и иконографической близостью к другим работам Бергоньоне, но и отдельными деталями. Тип лица св. Иакова тот же, что у св. Франциска («Св. Елизавета и св. Франциск», Пинакотека Амброзиана, Милан). Характерна для Бергоньоне трактовка вьющихся волос, орнамента по краю плаща и отвороту одежды. Нейтральный фон, некоторая жесткость фигуры и скованность жеста позволяют отнести картину примерно к 1500-м.
АМБРОДЖО да ФОССАНО (БЕРГОНЬОНЕ),круг.
Христос в терновом венке.
Дерево, темпера.
Размеры: 50-38 см.Углы доски сбиты, особенно правый верхний. Справа и слева живопись не доходит до краев на 0,5 см.
Пост. в 1918. Ранее: собр. князя А. С. Долгорукова в Петербурге.
Инв.№ГЭ5509
В каталог выставки 1922 и в Кат. 1976 картина вошла как произведение неизвестного художника круга Бергоньоне. Однако в Кат. 1958 числилась произведением самого Бергоньоне, хотя качество исполнения не позволяет приписать эту работу самому мастеру. Тип страдающего Христа находит аналогию в «Пьетá» Бергоньоне (Кастелло Сфорцеско, Милан).