Бытовая живопись во Фландрии существовала в монументальном и камерном вариантах.
Якоб Иорданс и фламандские караваджисты создали свою версию крупнофигурой жанровой картины. Если Иорданс героизировал народную жизнь, то караваджисты решали этим, в основном, формальные задачи. В развернутых по горизонтали декоративных композициях убедительно передавали чувства персонажей через мимику и жесты.
Творчество Андриана Браувера, ведущего мастера камерной бытовой живописи, тесно связано с национальной традицией. Крестьянская тема была введена в нидерландское искусство Питером Брейгелем Старшим (Мужицким). Он, не приукрашивая крестьян, создал эпическую картину народной жизни. Существовала также морализирующая тенденция, которая осуждала грубые нравы крестьян, не следующих христианской добродетели Умеренности. Браувер, обогатив фламандскую живопись новыми сюжетами, дал толчок развитию бытовой картины. Однако никто из последователей Браувера не достиг эмоциональной силы и живописной утонченности его работ.
На раннее творчество Давида Тенирса Младшего (1610-1690) большое влияние оказал Браувер.Тенирс, подобно Брауверу, писал сцены из жизни простонародья. Однако в его картинах нет кипящей энергии и буйных страстей. Его игроки, пьяницы, музыканты, курильщики почти благопристойны.Гротеск Браувера Тенирс заменил отстраненной легкой иронией.