Искусство. Национальные школы живописи.
Среда, 24.04.2024, 09:44
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная мастер из форлиРегистрацияВход
Меню сайта

 

МАСТЕР из Форли

Моление о чаше. Мадонна с Младенцем, святой Лючией и неизвестной святой. Ок.1325 г.

Левая створка диптиха.

Дерево (тополь), темпера.

Размеры:57,5-35,5 см.Со всех сторон рельефное обрамле-
ние. Левый нижний угол картины сколот. Слева вверху сохранилась металлическая петля. По нижнему краю живопись утрачена. Над нимбом святой слева надписано ее имя: S LUCIA.

Пост. в 1923 из ГРМ в Петрограде. Ранее: до 1913 — собр. Н. П. Лихачева в Петербурге.

Инв.№ГЭ 6314

Мф 26: 36–44; Мк 14: 32–39; Лк 22: 39– 44 (для сцены «Моление о чаше»).

Тип Мадонны с прильнувшим к ней Младенцем (нижняя часть створки) был широко распространен в византийской живописи и известен под названием «Взыграние» (см.: Lasareff 1938. Р. 42–46). Дзери (1986) привел «Мадонну с Младенцем» на створке эрмитажного диптиха как типичный пример романьольской иконографии, базирующейся на византийском прототипе. «Взыграние» встречается в итальянской живописи не часто. В списке своей коллекции, составленном в 1913, Лихачев (1993) не определял ни школу, ни время создания произведения. Картина была опубликована Лазаревым (1938), который писал о ней как о грубой провинциальной работе первой четверти XIV в. Лазарев затруднялся точно определить школу, но сравнивал створку диптиха с композицией «Мадонна с Младенцем. Святые» (Музей, Фаэнца), относящейся к школе Римини. В Кат. 1958 эрмитажный фрагмент был включен как произведение неизвестного художника школы Римини, в Кат. 1976 — как произведение неизвестного венецианского мастера XIV в. На эрмитажной выставке 1989 фрагмент экспонировался как произведение неизвестного итальянского художника первой половины XIV в. Дзери (1986) назвал автором створки Мастера из Форли. В Кат. 1994 — Мастер из Форли (со знаком вопроса). Свое прозвище этот удожник Романьи получил по трем произведениям, хранящимся в Пинакотеке г. Форли. Поуп-Хеннеcси (1987) сопоставил эрмитажную створку с четырьмя досками Мастера из Форли, которые составляли единый портативный алтарь: «Поругание Христа» и «Снятие со креста» (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), «Бичевание Христа» и «Положение во гроб» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Поуп-Хеннеcси указал на сходство обрамлений нью-йоркских и петербургской досок. Действительно, в названных выше произведениях и эрмитажном фрагменте обнаруживается чрезвычайная близость типов: Христа и Иакова («Моление о чаше») и Христа («Снятие со креста»), Марии в эрмитажном произведении и одной из трех Марий (со скрещенными руками) в сцене «Положение во гроб». Одинаковы нимбы, трактовка складок. Гаррисон (1949) датировал фрагмент ок. 1325.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024