РАФАЭЛЛО дель КОЛЛЕ
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем.
Холст (переведена с дерева в 1841 Рыбиным), масло.
Размеры: 88 - 65,5 см.
Пост. в 1836 из собр. У. Кузвельта в Лондоне. Ранее: собр. графа Фриза в Вене.
Инв. № ГЭ 78
При поступлении в Эрмитаж и в дальнейшем во всех каталогах музея, включая Кат. 1976, картина фигурировала как произведение Джулио Романо. Сомнения в авторстве Джулио Романо высказал Боде (1882), считавший картину недостаточно мастеровитой, чтобы ее можно было приписать этому художнику. Эрмитажное произведение обнаруживает большое сходство с композицией «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Музея искусств Уолтерс, Балтимор (инв. № 37.548; 127 × 85,4), которую Дзери атрибутировал Рафаэлло дель Колле, отметив, что стилистически она тесно связана с искусством Джулио Романо, помощником которого Рафаэлло одно время являлся (см.: Zeri 1976-I. Vol. 2. P. 355– 357). В частности, Дзери указывал, что в трактовке головы Иоанна Крестителя и в архитектуре фона ясно ощущаются реминисценции алтарной картины «Св. семейство со святыми», созданной Джулио Романо для церкви Санта Мария дель Анима в Риме, в картине повторяются те же типы младенцев. Стилистическую близость эрмитажной композиции к произведению из церкви Санта Мария дель Анима отмечал в свое время Л. Вентури (1912), считавший автором петербургской картины Джулио Романо. Дзери упоминал ряд версий, для которых композиция из Музея искусств Уолтерс — очень высокая по качеству — послужила прототипом. Наиболее известная из всех находится в Галерее Боргезе, Рим (инв. № 329; дерево, масло. 111 × 88). В каталоге римской Галереи значится как работа Джулио Романо (см.: Della Pergola 1959. N 127). На основании близкого сходства с картиной из Музея искусств Уолтерс эрмитажная «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» включена в Кат. 1994 под именем Рафаэлло дель Колле. Произведением этого мастера эрмитажную картину считает А. Чекки (устно).