ПЬЕТРО ТЕМПЕСТА (Питер Мулиер Младший)
Бурное море с кораблями.
Холст, масло.
Размеры: 100,5 - 146,5 см.
Поступила между 1774 и 1783. Ранее: собр. Винченцо Скроффа, Венеция (?).
Инв. № ГЭ 2084
Картина поступила в Эрмитаж как произведение Пьетро Темпесты, но в XIX в. иногда приписывалась Питеру Мулиеру Старшему. По аналогии с маринами в собр. Борромео (Изола-Белла, Италия) и одном из частных собраний в Генуе может быть отнесена к последним годам деятельности художника. Нельзя не отметить, что Темпеста на протяжении всей жизни повторял голландские типы кораблей, на которых, как правило, имеется герб и флаг Голландии. Точность воспроизведения конструкции судов и всего парусного вооружения позволяет предполагать, что художник пользовался какими-то образцами, возможно, собственными зарисовками с натуры, сделанными еще в Голландии, но среди дошедших до нас рисунков таких изображений нет. Поскольку «Бурное море с кораблями» и «Пейзаж с Дианой и Эндимионом» (инв. № ГЭ 2085 ) записаны в рукописном каталоге Эрмитажа (Cat. 1773) под соседними номерами, вероятно, они поступили в музей одновременно и, возможно, из одного источника. Предположительно их можно отождествить с картинами «Ночной пейзаж с историей Эндимиона» и «Буря на море», которые Рётлисбергер-Бьянко (1970. P. 137) приводит среди произведений, известных только по литературным источникам. Со ссылкой на Леви (1900. Vol. 2. P. 198) он перечисляет эти картины среди работ Темпесты, находившихся у Винченцо Скроффа близ церкви Санта Лючия ди Виченца в Венеции в 1741.
Пейзаж с Дианой и Эндимионом.
Холст, масло.
Размеры:117,5 - 161 см.
Поступила между 1774 и 1783. Ранее: собр. Винченцо Скроффа, Венеция (?).
Инв. № ГЭ 2085
Лукиан. Разговоры богов, XI.
Картина поступила в Эрмитаж как произведение Пьетро Темпесты. В конце XIX в. она утратила эту атрибуцию и была отнесена к французской школе. «Пейзаж с Дианой и Эндимионом», несомненно, принадлежит кисти Темпесты. Наибольшую близость он обнаруживает к пейзажам в собр. герцога Лихтенштейна (Вадуц) и в одной из частных коллекций Генуи (воспр.: Roethlisberger- Bianco 1970. Fig. 304): ночное освещение, отражающаяся в воде луна, темные купы деревьев с тускло освещенными стволами, сельские хижины переданы в них одинаково. Большое сходство фигурной группы и всего композиционного решения с датированной 1701 генуэзской картиной позволяет отнести эрмитажный пейзаж к тому же времени. Возможно, вместе с картиной «Бурное море с кораблями» (инв. № ГЭ 2084, кат. 254) в 1741 находился у Винченцо Скроффа близ церкви Санта Лючия ди Виченца в Венеции
Пейзаж с утками на болоте.
Холст, масло.
Размеры: 47 - 68 см.
Поступила в 1886 из Голицынского музея в Москве.
Инв. № ГЭ 2374
В Голицынском музее картина считалась работой школы Гаспара Дюге. Атрибуция Темпесте принадлежит, по-видимому, М. И. Щербачевой (устно). В композиционном построении картина имеет большое сходство с поздними, так называемыми «закрытыми», лесными пейзажами Пьетро Темпесты. В колорите, светотеневом решении, использовании многих мотивов (замок с квадратной зубчатой башней, мостик, пятнистая собака, утки, овцы) она наиболее близка пейзажам в собр. Борромео, Изола-Белла, Италия; Государственной галерее в Штутгарте и особенно — полотнам в Национальной галерее в Парме, на основании чего может быть датирована 1686–1687.
Пейзаж с пастухами, застигнутыми бурей.
Холст, масло.
Размеры: 116 - 174 см.
Поступила до 1859. До 1926 — во дворце в Гатчине.
Инв. № ГЭ 2514
Атрибуция традиционная. Подобно «Ночному пасторальному пейзажу » (собр. Борромео, Изола-Белла), «Пейзажу с рыбаками» (Кастелло Сфорцеско, Милан) картина может быть датирована последним десятилетием жизни художника
Пейзаж с грозой.
Холст, масло.
Размеры:59 - 75 см.
Поступила в 1910 из собр. П. П. Семенова-Тян-Шанского в Петербурге.
Инв. № ГЭ 3224
Картина, по-видимому, принадлежит к генуэзскому периоду творчества художника. По характеру живописи она более всего напоминает эрмитажную «Кавалерийскую схватку» (инв. № ГЭ 3229). В композиционном отношении ее можно сблизить с рисунком из Гравюрного кабинета в Берлине, на котором имеется подпись и дата: Roma A. 1659. Эрмитажная картина несколько более позднего времени. В каталоге собр. П. П. Семенова (1906) говорится, что «некоторые специалисты приписывают этот пейзаж Питеру Мулиеру Старшему, но вернее считать его работой Темпесты». Рётлисбергер-Бьянко (1970) отмечает в картине влияние Гаспара Дюге и датирует ее «преломбардским периодом».
Кавалерийская схватка.
Холст, масло.
Размеры: 51 - 66 см. Слева внизу подпись: P. Mulier fecit
Поступила в 1910 из собр. П. П. Семенова-Тян-Шанского в Петербурге.
Инв. № ГЭ 3229
Характер написания подписи указывает на принадлежность картины к раннему периоду творчества художника. Это подтверждается использованием сдержанной красочной гаммы, широкой живописной манеры с применением жидких красок, близостью некоторых мотивов к рисунку из музея Вальраф-Рихартц (Кёльн), выполненному в Риме. Датировать картину следует 1660-ми. Эрмитажное полотно представляет собой единственный известный в настоящее время образец батального жанра Темпесты, хотя источники упоминают ряд его работ подобного рода.
Пастух и пастушка.
Холст, масло.
Размеры: 139 - 113,5 см.
Поступила в 1960 через ЭЗК из частного собр. в Ленинграде.
Инв. № ГЭ 9818
При поступлении в Эрмитаж картина была определена М. И. Щербачевой как работа Антонио Трави. Затем Т. Д. Фомичева (устно) приписала ее Карло Антонио Тавелле, но изменила мнение и в 1978 опубликовала как произведение Пьетро Темпесты. Подобных картин художника, где основное место отведено не пейзажу, а изображению пастухов и животных, насчитывается немного, и принадлежат они к позднему периоду творчества мастера. На основании близости к «Пасторальной сцене» из Национальной галереи Праги (датирована 1700), «Пасторальному пейзажу с бегством в Египет» в Музее искусств и истории в Женеве (датирована 1696), «Пастушке со стадом» в Государственной галерее Штутгарта создание эрмитажного полотна можно отнести к последним годам жизни Темпесты.
Караблекрушение у скалистого берега.
Холст, масло.
Размеры:93-121 см.
Поступила в 1969 через ЛГЗК от А.Ф.Миколаевского в Ленинграде.
Инв.№ГЭ 10052
ПЬЕТРО ТЕМПЕСТА,круг.
Лунный пейзаж.
Холст, масло.
Размеры: 73 - 125 см.
Поступила между 1785 и 1797. В XIX в. передана во дворец в Стрельне; собр. Рудановского в Петербурге; в 1919 возвращена в Эрмитаж.
Инв. № ГЭ 7247
Картина поступила в Эрмитаж как произведение Сальватора Розы (Кат. 1797). Каким образом она попала из дворца в Стрельне к Рудановскому, неизвестно. Была возвращена в Эрмитаж в 1919 как работа неизвестного художника. Пейзаж близок к произведениям Пьетро Темпесты, но стилистически отличается от них, уступая также в качестве живописи. Поэтому картина не может быть приписана самому мастеру — ее следует отнести к кругу Темпесты.