ТОМАС ДЖОНС БАРКЕР
Королева Виктория вручает Библию африканскому вождю (Секрет величия Англии).
Картон, масло.
Размеры: 32 - 30,5 см. Слева внизу процарапаны инициалы: T J B
Вероятно, находилась в императорском собрании с XIX в.; поступила в 1939 через ГМФ из Александровского дворца- музея в Детском Селе.
Инв.№ГЭ 7482
На первом плане изображены: королева Виктория (1819–1901, вступила на престол в 1837), рядом с ней ее супруг — принц Альберт, герцог Саксен-Кобург-Готский (1819–1861), среди присутствующих различима фигура лорда Дж. Рассела (1792– 1878), министра иностранных дел в кабинете лорда Палмерстона (1784– 1865). Личность африканского вождя не установлена. Картина является эскизом к большому полотну «Секрет величия Англии. Королева Виктория вручает Библию в аудиенц-зале в Виндзоре» (1863; холст, масло, 167,6 × 213,8; Национальная портретная галерея, Лондон; № 4969). Законченный вариант отличается от эскиза. Художник изменил формат, композицию, детали костюмов, фон. Он добавил новое лицо — рядом с лордом Расселом появилась фигура лорда Палмерстона. На эскизе королева сидит, на картине — вручает Библию стоя. Значительно переработан Баркером образ вождя. Как справедливо отмечала Кроль (Кроль 1969. С. 15), африканец на эскизе чертами лица напоминает индуса, чему не противоречат и детали его одежды. Гравюра, исполненная У.-Г. Симмонсом с законченной картины и изданная в 1864 Р. Тернером как «Библия. Секрет величия Англии», вошла в каталог Британского музея под названием «Королева Виктория вручает Священное писание индийцу» (O’Donoghue 1922. Vol. 5. P. 40). Однако Ормонд писал по поводу окончательного варианта, что «никому пока не удалось идентифицировать это событие, даже если оно в действительности имело место. Одежда и внешность туземца позволяют видеть в нем африканца, возможно из Занзибара» (Ormond R. Ceremonial Royal Groups // Connoisseur, 1977, June. P. 88). В процессе создания картины художник менял облик туземца, что было связано, скорее всего, с тем, чтобы сделать его образ более отвлеченным, собирательным и придать произведению более широкий символический смысл, не привязанный к конкретному событию. Возможно, отказаться от изображения индуса автора заставило недавнее восстание в Индии, бывшей британской колонии. Картина имела большой политический резонанс. А. Мунк писал: «Картина Т. Джонса Баркера „Секрет величия Англии“ (1861?), популярная в свое время, перевозилась из города в город, чтобы сделать очевидным могущество Англии даже для тех, кто никогда не видел африканцев или жителей Индии» (Munch 1996. P. 144–145). У. Т. Стед, который видел полотно, когда оно выставлялось в Ньюкасле, вспоминал: «Картина стояла одна в галерее, где ее не заслоняли и не затеняли менее значительные произведения. Казалось, что Искусство торжественно демонстрировало пиетет Монархии перед Библией… Она поражала воображение простых людей, эта дань земного величия Божественному слову. Грубые угольщики… не переставали рассказывать снова и снова, как Королева дала Книгу Книг, Книгу Спасения далекому язычнику, который стремился узнать, что же делает Англию великой…» (Munich 1996. P. 145). В 1864 огромную картину показали в северной Англии и в Ольстере, где она пользовалась большой популярностью среди протестантов методистов. «В связи с оживившимся на севере Англии республиканством, ее изображение было скопировано на знаменах Ольстерской Оранской ложи» (R. T. Stearn. Barker, Thomas Jones (1813–1882) // DNB, 2004). Имевшая такое значение и популярность картина была забыта вплоть до того момента, когда ее в 1974 приобрела Национальная портретная галерея.