АДРИАН ван дер ВЕРФ
Сарра вводит к Аврааму Агарь.1696 г.
Подписана и датирована.
Холст, масло.
Размеры:86-68,5 см.
В 1779 г. приобретена из собрания Уолпола, Англия.
Инв.№ГЭ1064
Изгнание из рая. 1700 г.
Подписана и датирована.
Дерево, масло.
Размеры:39,5-31 см.
Пост. в 1814, приобретена из собрания имп. Жозефины в замке Мальмезон близ Парижа.
Инв.№ГЭ1065
Автопортрет.
Подписан.
Дерево, масло.
Размеры:38,5-29 см.
Приобретена в 1772 из собрания Кроза в Париже.
Инв.№ГЭ1069
Лот и его дочери. 1711 г.
Подписана и датирована.
Дерево, масло.
Размеры:44,5-34,5 см.
В 1886 приобретена из Голицынского музея в Москве. Ранее: собр. А.Патса, Роттердам; аукцион коллекции Патса, Роттердам (24.06.1713.№9); собр. Г.Фагела, Гаага, затем собр. принца Вильгельма Гессен-Кассельского, Кассель; аукцион собр. герцога де Шуазеля, Париж (06.04.1774.№80); аукцион собр. графа де Конти, Париж (08.04.1777.№469); аукцион собр. де Вандрей, Париж (24.11.1784.№77); аукцион собр. Пайе, Париж (02.06.1814.№-); 1865-1886 Голицынский музей, Москва.
Инв.№ГЭ1117
Сюжетом картины А.ван дер Верфа служит эпизод истории библейского праведника Лота, племянника патриарха Авраама. Испепелив за грехи город Содом, Бог вывел в пустыню только праведника Лота и двух его дочерей; чтобы продолжить род, дочери допьяна напоили отца и сошлись с ним. От этого союза каждая родила сына. Художник обыгрывает библейский сюжет с изощренной технической виртуозностью. Живописная поверхность картины напоминает блеском эмаль, пластика фигур достигает почти скульптурной выразительности, а игра света и тени отличается тонкой гармонией. Несомненно, эта мастерски написанная эффектная композиция пользовалась большим успехом у европейских коллекционеров, о чем свидетельствуют дошедшие до нас многочисленные старые копии (Букингемский дворец, Лондон; Государственный музей, Шверин и др.). Подготовительный рисунок находится в Нидерландском Институте в Париже. Документы, опубликованные Гэтгенс (Gaehtgens 1987), позволяют детально восстановить историю эрмитажной картины, в которой до последнего времени существовало немало путаницы. В начале XIX века была приобретена для коллекции князя Голицына в Москве.
Домашняя сцена.1678 г.
Дерево, масло.
Размеры:44-35,5 см.
Приобретена в 1772 г. из собрания герцого Э.Ф. Шуазеля в Париже.
Инв.№ГЭ1066
Положение во гроб.1703 г.
Подписана и датирована.
Дерево,масло.
Размеры:63-50 см.
Поступила в 1772, дар принца Генриха Прусского императрице Екатерине II, передан через графа Г.Г.Орлова; подарена князю Г.А.Потемкину-Таврическому; приобретена в 1792 для Эрмитажа. Ранее: аукцион собрания А.Патса в Роттердаме 26.04.1713 (лот 8); собрание графа И.Х. ван Вассенара в Гааге; собрание А.Браувера в Роттердаме; аукцион Г.Бикера ван Звитена в Гааге 12.04.1741 (лот 69, не продана); позднее во Франции; собрание Фридриха II Прусского, собрание принца Генриха Прусского.
Инв.№ГЭ 1067
Мария Магдалина в пустыне.1720 г.
Подписана и датирована.
Дерево,масло.
Размеры:33-26 см.
Поступила в 1768 в составе собрания графа Г.фон Брюля в Дрездене.
Инв.№ГЭ 1068
АДРИАН ван дер ВЕРФ, мастерская.
Святое семейство (Trinitas terrestris).Около 1710 г.
Дерево,масло.
Размеры:43,5-34,5 см.
Поступила в 1777 г.; приобретена из собрания Конти в Париже.
Инв.№ГЭ-1840