ФРАНЧЕСКО МАЛЬТЕЗЕ
Натюрморт с восточным ковром.
Холст, масло.
Размеры: 97 - 132 см.
Поступила в 1783 из собр. С.-Р. Бодуэна в Париже. С 1822 по 1920 — во дворце в Петергофе.
Инв. № ГЭ 2314, парная к ГЭ 2772
Картина поступила в Эрмитаж как произведение Рембрандта (Cat. 1773). В каталоге отмечено, что она всегда приписывалась голландскому художнику; впоследствии — неизвестному испанскому мастеру XVII в. Правильная атрибуция сделана М. И. Щербачевой (Кат. 1958). Эрмитажная картина близка к натюрморту «Корзина с фруктами на столе, покрытом ковром» (воспр.: Salerno 1984. P. 185. Fig. 45-3), а также к натюрмортам, гравированным Я. Кулемансом в 1703 и 1704 в сборнике эстампов с картин из собр. Буайе д’Агий в Эксе (Recueil d’estampes Boyer 1744). Их принадлежность кисти мастера подтверждена надписями на гравюрах Кулеманса, что важно для атрибуции работ Мальтезе. Другие подобные эрмитажному натюрморты имеются в собр. Пиве (Париж), собр. Плачиди (Флоренция), в Курской областной картинной галерее им. А. А. Дейнеки. Тот же ковер изображен в натюрморте, проходившем на художественном рынке в Париже (воспр.: Bocchi 2005. Fig. FN13). Блюдо с засахаренными фруктами находит близкую аналогию в полотне, воспроизведенном там же (Fig. FN8). На происхождение картины из собр. графа Бодуэна, не замеченное ранее, обратила внимание И. А. Соколова (2003–2004).
Натюрморт с дыней.
Холст, масло.
Размеры: 89 - 132 см.
Поступила в 1783 из собр. С.-Р. Бодуэна в Париже. С 1822 по 1920 — во дворце в Петергофе.
Инв. № ГЭ 2772, парная к ГЭ 2314
В конце XVIII века картина приписывалась Микеланджело Черквоцци. Позднее считалась произведением неизвестного испанского художника XVII в. М. И. Щербачева (Кат. 1958) определила картину вместе с парным к ней «Натюрмортом с восточным ковром» как работу Мальтезе.
ФРАНЧЕСКО МАЛЬТЕЗЕ, круг.
Натюрморт со шлемом.
Холст, масло.
Размеры: 71 - 89 см.
Поступила в 1931 из «Антиквариата».
Инв. № ГЭ 7180
Сочетание предметов в композиции связано с темой «Vanitas». «Натюрморт со шлемом» близок произведениям Франческо Мальтезе по набору изображенных предметов, но ошибки в перспективе, неумелое построение композиции, иная живописная манера позволяют приписать картину кругу Мальтезе.