ДЖОРДЖ МОРЛЕНД
Цыгане.
Холст, масло.
Размеры: 35,5 - 46,5 см. В левом нижнем углу подпись: G. Morland pinxt
Происхождение: пост. в ГЭ в 1920 через ГМФ.
Инв.№ГЭ 5833
Деревенские путники, путешественники на привале, кочующие со всем своим скарбом цыгане, устроившиеся под раскидистыми деревьями для отдыха, не раз становились сюжетами произведений Морленда. Традиционно считается, что художник обращался к теме цыган в основном в 1790-е, хотя самые ранние картины с названием «Цыганский лагерь» датированы 1789 (Williamson G. C. George Morland. London, 1907. P. 130–135). Морленд, все внимание которого было обращено в первую очередь на изображение пейзажа, лишь оживлял его фигурами людей. Одни и те же или очень похожие персонажи повторялись в разных сюжетах: отдыхающими, собирающими хворост, разводящими костер, готовящими еду, развешивающими одежду для просушки. В близких по тематике и живописному исполнению картинах они всегда органично сливались с природой, становясь ее неотъемлемой частью. Точно датировать эти произведения трудно, но с большей или меньшей вероятностью можно считать, что эрмитажная композиция, судя по ее качеству, относится к первой половине 1790-х, когда жизнь Морленда еще не была окончательно омрачена неустроенностью, пьянством, долгами.
Приближение грозы.1791 г.
Холст, масло.
Размеры: 85 - 117 см. Справа, на срезе лежащего ствола, подпись и дата: G. Morland 1791
Происхождение: собр. графа П. К. Ферзена в Петербурге (приобретена до 1861); в 1919 через ГМФ пост. в ГЭ.
Инв.№ГЭ 5834
В «Указатель» выставки 1861 картина, принадлежавшая графу П. К. Ферзену, вошла как «Ландшафт: ветреное время» работы Морленда. Где и когда она была приобретена, неизвестно. Вероятно, художник несколько раз варьировал сюжет с надвигающейся грозой. В 1790, например, он показал в Обществе художников картину «Гроза» , в 1791 — парные картины, изображающие грозу на море и на суше ( «Шторм на море» и «Гроза»), в 1792 — «Грозовой пейзаж с фигурами» (Graves 1907). Картины с похожими названиями несколько раз фигурировали на различных выставках в Британии в XIX в. Самая близкая из известных аналогий, почти совпадающая с эрмитажным полотном по размеру (83 × 116), продавалась в Стокгольме на аукционе Буковского в 1935 (Aktiebolaget Н. В. Bukowski. Stockholm. 21–22. II. 1935. Katalog. N 299. N 13, pl. 7). На ней изображен очень похожий пейзаж с деревом, согнутым порывом ветра, в правой части и почти полностью повторены фигура всадника и собака. Но оттого что отсутствует дом слева, композиция кажется не вполне уравновешенной. Кроме того, художник иначе распределил облака на небе и изменил еще несколько деталей.
Крестьянин у окна.
Дерево, масло.
Размеры: 30,3 - 25 см. Слева внизу подпись: G. Morland
Происхождение: пост. в ГЭ в 1925 через ГМФ.
Инв.№ГЭ 5839
Картину можно датировать началом 1790-х, когда художник часто обращался к деревенскому жанру, создавая большие и маленькие композиции, в которых он легко, непосредственно и убедительно фиксировал незамысловатые сцены хорошо ему знакомого быта, где действующими лицами являлись дети, животные, фермеры, отдыхающие за кружкой пива, молодые румяные парни, работающие в конюшне или беседующие с девушками. Некоторые типажи переходят у него из одного произведения в другое. Так, молодой человек на эрмитажной картине похож на работника в композиции Лошади в конюшне(Музей Виктории и Альберта, Лондон) и др.
Торговка рыбой.
Холст, масло.
Размеры: 31 - 25,5 см. Посередине, на стене, подпись: G. Morland
Происхождение: до 1916 в собр. Е. П. и М. С. Олив в Петрограде; пост. в 1923 через ГМФ1, в 1929 выдана в Госторг, в 1931 возвращена в ГЭ через Антиквариат.
Инв.№ГЭ 7198
Предположительно можно датировать картину концом 1780-х — началом 1790-х, когда сентиментально- морализаторские повествовательные сценки в духе Ф. Уитли (1747–1801) стали уступать более низкому, грубоватому деревенскому жанру. Черный шелковый чепец на голове у миловидной молодой женщины, покупающей рыбу, деталь мало меняющейся деревенской одежды как 80-х, так и начала 90-х.
Пейзаж со всадником и двумя хижинами.
Дерево, масло.
Размеры: 19,5 - 29 см. Справа внизу подпись: G. Morland
Происхождение: пост. в ГЭ в 1925 через ГМФ.
Инв.№ГЭ 5840
Несмотря на наличие подписи, невысокое качество картины вызывало сомнения в ее авторстве (Дукельская Л. А. — устно). Популярность произведений Морленда еще при жизни стала причиной появления многочисленных подделок и имитаций. Кракелюр, кажущийся нарисованным поверх живописи, создает ощущение искусственного «состаривания» живописи. Однако подробное исследование объяснило происхождение кракелюра и подтвердило одновременность наложения живописных мазков и подписи, начертание букв которой соответствует образцам подписи Морленда. Результаты исследования позволили сохранить традиционную атрибуцию. Сравнение рентгеновских снимков с другими работами Морленда из собрания ГЭ противоречий не выявляет. Можно датировать картину второй половиной 1790-х — началом XIX в., когда качество живописи художника стало сильно снижаться из-за неустроенности, пьянства, небрежности и быстроты исполнения, вызванной необходимостью использовать свои произведения в качестве разменной монеты, чтобы влачить жалкое существование.
ДЖОРДЖ МОРЛЕНД, подражание.
Деревенский вид.
Дерево, масло.
Размеры: 19,7 - 27,7 см. Справа внизу, на камне, подпись: G. Morland
Происхождение: пост. в ГЭ в 1925 через ГМФ.
Инв.№ГЭ 5841
Невысокое качество живописи, свойственное, правда, многим работам Морленда позднего периода, вызывает в данном случае серьезные сомнения в его авторстве. Они подтверждаются выводами исследования, проведенного Отделом научно-технической экспертизы (заключение № 1214 от 13.03.2006). Сравнение рентгеновского снимка с другими работами Морленда из собрания ГЭ может вызывать некоторые сомнения в его авторстве, недостаточные, впрочем, для того, чтобы уверенно отвергнуть его авторство.