Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 26.04.2024, 12:31
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная джон хопнерРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДЖОН ХОПНЕР

Портрет Р.-Б. Шеридана

Холст, масло.

Размеры: 77 - 64,5 см.

К 1905 в коллекции А. З. Хитрово в Петербурге, возможно, приобретена им у Вертхаймера около 1892 в Париже (Waterhouse 1953. P. 120), в 1912 поступила в Эрмитаж по завещанию владельца, внесена в Опись 1859–1929 только в 1916.

Инв.№ГЭ 3510

Ричард Бринсли Шеридан (1751– 1816), знаменитый драматург, политический деятель и выдающийся оратор. Картина поступила из собрания А. З. Хитрово как «Портрет Шеридана» работы Хопнера. Как пишет Уокер, не сохранилось никаких документальных свидетельств о том, что Хопнер когда-либо исполнял портрет Шеридана, «хотя это не препятствует называть неизвестных мужчин на портретах работы Хопнера Шериданами» (Walker 1985. P. 452). Эрмитажный портрет не имеет ничего общего с так называемым портретом Шеридана (колл. Джона Эстона; фотография в Архиве Национальной портретной галереи, Лондон), который в начале ХХ в. находился в собрании Дж. Холанда- Пека (Англия) и был опубликован как «Портрет Шеридана» работы Хопнера (Connoisseur. 1903, May. P. 85). Отсутствие сходства между портретами было отмечено уже Вейнером (Вейнер 1912. С. 26) и Дукельской, сомневавшейся в правильности определения модели на эрмитажном портрете (Дукельская, Ренне 1990. № 47; 1996–1997 New Haven — Toledo — St Louis. N 16). Существует большая иконография Р.-Б. Шеридана. Его писали в 1780- х Дж. Рассел, Т. Гейнсборо, Дж. Ромни и Дж. Рейнолдс. Каждый из художников видел Шеридана немного по-разному и в соответствии со своим восприятием и талантом передал его облик. 1788–1789 датируется его мраморный бюст, исполненный Дж. Локи (Королевское собрание, Виндзор). Сравнение с бюстом, как и с наиболее достоверным живописным портретом, исполненным Рейнолдсом в 1788–1789 (экспонировался в Королевской академии художеств в 1789. № 252; частное собр.) и гравированным в 1791 Дж. Холлом (1739–1797), работа которого была одобрена самим Шериданом (см.: Clifford Т., Griffith A., Royalton- Kisch M. Gainsborough and Reynolds in the British Museum. London, 1978. N 161), сходство отдельных черт на всех трех портретах (овал лица, форма носа, брови, рот, очень характерная припухлость над верхней губой) позволяют сохранить традиционную идентификацию. По типу костюма и парику может быть датирован самым концом 1780-х — началом 1790-х, когда Шеридан был заметной фигурой в кругу, близком принцу Уэльскому.

Портрет графа Спенсера.

Холст, масло.

Размеры: 77 - 64 см.

Собр. князя М. С. Воронцова в Одессе; переходила по наследству; в 1920 пост. в ГЭ через ГМФ из особняка Е. А. Воронцовой-Дашковой в Петербурге.

Инв.№ГЭ 5837

Джордж Джон, 2-й граф Спенсер (1758–1834), государственный деятель, член парламента, известный коллекционер книг (его книги явились основой библиотеки Дж. Риланда в Манчестере). Занимал различные правительственные посты, в том числе с 1794 по 1801 пост первого лорда Адмиралтейства. С 1799 кавалер ордена Подвязки. Изображен со звездой и лентой ордена Подвязки. В собрании внучки М. С. Воронцова Е. А. Воронцовой-Дашковой портрет считался изображением С. Р. Воронцова (кат. 77) работы неизвестного художника, и с такой атрибуцией был представлен на выставке в 1905 в Таврическом дворце (1905 С.-Петербург. № 1037). В Эрмитаже В. Ф. Миллер в 1935 приписал портрет кисти Хопнера. В 1958 Кроль (Кат. 1958. С. 390; Кроль 1969. С. 119; Кат. 1981. С. 247) поставила атрибуцию Миллера под сомнение («Хопнеру приписывается»), а изображенное лицо определила как Уильяма Уиндмена, барона Гренвила (1759–1834). Л. А. Дукельская (Дукельская, Ренне 1990. № 48) подтвердила авторство Хопнера, подвергавшееся сомнению А. Е. Кроль, и определила, что на портрете изображен граф Спенсер, а не У. Уиндмен, на основании сходства с гравюрой в технике меццо-тинто, исполненной С.-У. Рейнолдсом в 1802 с портрета такого типа с надписью, уточняющей и автора портрета, и изображенное лицо (O’Donoghue 1908– 1925. Vol. 4. P. 160. N 3). Поскольку граф запечатлен со звездой и лентой ордена Подвязки, который он получил в 1799, а гравюра была сделана в 1802, портрет мог быть написан между этими датами. Атрибуция подтверждается также сопоставлением с портретом Спенсера, написанным Хопнером в 1808 (собр. Спенсера, Алторп, Англия). Гарлик (Garlick 1976. P. 285) датирует портрет в Эрмитаже 1802 по гравюре. Интересно отметить, что в собрании М. С. Воронцова был также портрет леди Спенсер, жены графа Спенсера, урожденной Лавинии Бингэм, работы сэра Мартина Арчера Ши (ныне в ГМИИ).

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024