ДЖОЗЕФ СЕВЕРН
Молитва Деве Марии.1839 г.
Справа внизу подпись и дата: J. Severn Roma 1839
Холст, масло.
Размеры: 99,5 - 138 см.
Происхождение: в 1839 приобретена вел. кн. Александром Николаевичем в Риме; находилась в Зимнем дворце, откуда в 1929 пост. в ГЭ1; в 1929 выдана в Госторг; в 1931 возвращена из Антиквариата.
Инв.№ГЭ 4216
Эрмитажное полотно является одним из повторений картины, написанной для кардинала Томаса Уэлда (Sharp 1892. P. 169). Впервые мысль о создании картины посетила художника еще в 1833. В одном из писем он сообщает: «Теперь я сознаю, что не смогу закончить „Церковное песнопение сицилийских моряков“, поскольку я предпринял попытку написать „Молитву Деве Марии“» (Severn Letters 2005. P. 327). Кардинал Уэлд умер в 1837, таким образом, художник мог работать над его картиной между 1833 и 1837. Из переписки Северна известно, что он снова обратился к сюжету в 1838, создав увеличенную и несколько измененную композицию. Так, в письме к жене из Лондона 24 июля 1838 он сообщал, что получил два заказа: написать «Пантеон» для м-ра Диккинса, родственника лорда Нортхэмптона, и картину «Риенцо» (на сюжет романа Э. Бульвера-Литтона) для м-ра Редингтона, за каждую из которых должен получить по 250 фунтов, и что собирается приехать к жене в Олевано «с холстами и красками и в течение оставшейся части августа, всего сентября и октября сильно увеличить „Пантеон“ и включить в композицию много новых персонажей, моделями для которых будут проживающие в Олевано люди». Он планировал вернуться в Англию к 1 апреля 1839 с двумя законченными для выставки в Королевской Академии картинами (Severn Letters 2005. P. 366). Однако на выставке в Королевской Академии художеств в Лондоне в мае 1839 Северн показал только одну из планировавшихся картин — «Риенцо среди руин Рима». Лишь 16–17 августа 1839 он писал из Рима жене, находившейся в это время в Англии, что послал картину для м-ра Дикконса (sic!) и «собирается продвинуться с новым „Пантеоном“». В том же письме он упоминает, что на следующее утро, 17 августа 1839: «…мою картину я отнес русскому сегодня утром, она очень понравилась — я получил 435 крон» (Severn Letters 2005. P. 380–382). Если считать, как это делает издатель писем и воспоминаний Северна Г. Скотт, что под названием «Пантеон» и «Аве Мария» художник везде подразумевает один и тот же сюжет, можно почти с уверенностью утверждать, что речь в письме к жене шла о двух аналогичных картинах: написанной для мистера Диккинса и скорее всего выставлявшейся в 1840 в Королевской Академии художеств под № 8 («Молитва Деве Марии на фоне Пентеона в итальянских сумерках при свете полной луны»; местонахождение неизвестно) и повторении, оказавшемся в России, в коллекции будущего императора Александра II. Наследник российского престола вел. кн. Александр Николаевич посетил в 1838 — начале 1839 Италию, где бывал в мастерских художников и приобретал произведения искусства. Он мог видеть картину, над которой работал Северн для м-ра Диккинса, и заказать ее повторение, которое было закончено только в августе 1839. Шарп приводит свидетельство самого художника, подтверждающее это предположение, хотя и с некоторой поправкой: «Небольшая картина — „Молитва Деве Марии в Риме“, с Пантеоном на заднем плане, при свете сумерек и восходящей луны; в качестве третьего источника света — многочисленные горящие свечи, которыми освещено изображение мадонны. Это маленькое полотно, однако, принесло мне большой успех, а несколько лет спустя мне пришлось написать дубликат для теперешнего русского императора (а именно царя Николая), который сам заказал мне картину, когда был в Риме» (Sharp 1892. P. 169). Северн явно ошибся, упомянув вместо вел. кн. Александра Николаевича его отца, царя Николая I, который посетил Рим в 1845 (когда художника уже не было в Италии). Последний раз в переписке художника картина с названием «Пантеон» встречается в январе 1841, когда он просит жену о содействии в продаже нескольких вещей, в том числе «Пантеона» за 100 фунтов (Severn Letters 2005. P. 404). «Обзервер» назвал картину лучшей из четырех произведений, которые художник выставил в тот год: «она написана с натуры и верна ей» (Ibid. P. 327n). Шарп опубликовал в своей книге (Sharp 1891. P. 178) рисунок, на котором, как он пишет, изображена жена художника, Элизабет, с шестилетним сыном Уолтером. Эту группу Северн повторил на первом плане картины слева. В центре, как считает исследовательница творчества мастера С. Браун (письмо от 22.09.07), Северн поместил свою любимую албанскую модель (рисунок с нее репродуцирован Шарпом (Sharp 1891. P. 144). Изображенная на картине Северна «Мадонна с младенцем» находится с 1979 в Принстонском художественном музее (Severn Letters 2005. P. 327 n 7).